Специализации профессии социального педагога. Все о профессии социальный педагог Социальный педагог где получить образование

Начинающий: 15000 ⃏ в месяц

Опытный: 20000 ⃏ в месяц

Профессионал: 30000 ⃏ в месяц

* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Новые профессии всегда востребованы. Такие учреждения как детские сады, школы, приюты, социальные службы испытывают недостаток квалифицированных специалистов.

Для кого подходит профессия

Профессионально важные качества :

  • коммуникабельность;
  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • чувство такта;
  • высокий уровень культуры;
  • развитое аналитическое мышление;
  • трудолюбие;
  • активность.

Карьера

Заработная плата социального педагога зависит от уровня его квалификации, трудового стажа и бюджета организации, где он трудится.

Обязанности

  • осуществление социальной помощи и поддержки детей и подростков;
  • оказание содействия в получении пособий и компенсаций, адресной помощи детям, материальной поддержки сиротам, выпускникам детских домов;
  • социально-педагогический патронаж детей-инвалидов и детей из семей группы риска;
  • диагностическая, коррекционная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением и детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях;
  • изучение социально-бытовых условий жизни ребенка, особенностей семьи, микросреды;
  • диагностика социальных отклонений;
  • социально-педагогическая коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений, воспитательных влияний;
  • защита прав детей и подростков;
  • организация разносторонней, социально приемлемой культурно-досуговой деятельности детей и подростков;
  • проведение профориентационной работы с детьми и подростками.
Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сначала нужно разобраться, кто же такой социальный педагог. Для многих взрослых, социальный работник идентичен тому же воспитателю или классному руководителю в школе. Да, это верно, ведь именно классный руководитель решает вопросы по адаптации ребёнка в группе своих сверстников, помогает ему направить психическое развитие в нужное русло, если есть необходимость. Профессия социальный работник – это некая смесь воспитателя с тонким психиатром. Особенно высокий рост потребности данной профессии возник в начале 21 века, когда вырос процент детской преступности, увеличилось количество детей с нарушениями, отклонениями в психике, а также родители стали хуже относиться к своим детям из-за проблем с наркотиками и алкоголем.

Социальный педагог работает непосредственно с детьми: организует мероприятия, проводит воспитательные работы с трудными подростками, помогает родителям наладить контакт с взбунтовавшимся чадом и защищает права детей при любых обстоятельствах. Данная профессия подразумевает взаимодействие с органами милиции, психологами, воспитателями и даже судами (если дело доходит до этого).

Кто может стать социальным педагогом?

Чтобы стать социальным педагогом нужно иметь психолого-педагогическое образование и образование по специальности "социология". Но, даже если вы окончили институт с красным дипломом и рветесь работать, вы можете не преуспеть на этом поприще. Для такого вида деятельности нужно иметь:

Желание постоянно работать с детьми;

Огромное терпение (дети могут такие причуды выкидывать, что вы не поверите, пока не увидите);

Умение приспосабливаться к каждому ребёнку отдельно от коллектива;

Высокую наблюдательность, так как именно в мелочах кроется корень проблем;

Коммуникабельность;

Искреннее желание помочь каждому трудному ребёнку;

Чувство ответственности, так как порой именно от вас зависит дальнейшая судьба малыша;

Высокий уровень психической и эмоциональной устойчивости;

Оплата труда социальных педагогов

Заработная плата зависит от уровня квалификации социального педагога и бюджета организации.

Социальный педагог обязан уметь анализировать поведение и проблемы каждой личности, организовывать адаптацию новеньких детей в коллективе и комфортную обстановку для всей группы, консультировать родителей для устранения барьеров, недопонимания в семье, а также классных руководителей для их правильной работы с классом.

Назвать профессию социального педагога лёгкой, язык не поворачивается. Отдача должна быть огромной, а это достижимо только при огромной любви к детям. Спрос на специалистов в этой области никогда не упадёт, так как уровень жизни, к сожалению, пока что не растёт, а ведь именно он определяет с юных лет дальнейшее развитие личности. При правильном и своевременном вмешательстве социального педагога в развитие малыша возможно устранение всех затруднений ещё на стадии зарождения.

Возможно Вас заинтересуют.

Основными сферами деятельности социального педагога являются социальная педагогика и социальная работа. Современные отечественные исследования в области социальной педагогики связаны с именем В. Г. Бочаровой и созданной ею ассоциацией социальных педагогов и социальных работников международного статуса (И. В. Бестужев-Лада, Б. 3. Вульфов, М. П. Гурьянова, В. Т. Лисовский, Т. Ф. Яркина). Наиболее практико-ориентированные исследования принадлежат Екатеринбургской школе социальной педагогики (М. А. Галагузова, Б. М. Игошев, Л. П. Пачикова, В. Д. Семенов, М. Ф. Черкасова, В. А. Шеланков и др.).

Методическое письмо Министерства образования Российс­кой Федерации «О социально-педагогической работе с детьми» от 27. 02. 1995 г. подчеркивает, что профиль социально-педаго­гической деятельности определяется регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума (город, район, село), личностными и профессиональными возможнос­тями специалистов.

Методическое письмо обращает внимание на важность са­мого принципа соотношения базовой конструкции социально - педагогической службы со специальными, где работают соци­альные педагоги, сориентированные на определенную сферу со­циума (образовательное учреждение, детский сад, специализи­рованное учреждение) или на работу с определенными катего­риями (дети, молодежь, семья, группа риска, беженцы, дети с ограниченными возможностями и др.).

Государственный образовательный стандарт высшего про­фессионального образования в примерном содержании дисцип­лин «Введение в специальность» рекомендует выделить следу­ющие критерии специализации социального педагога:

цели деятельности (коррекционная, социальная изоляция, воспитательная работа в семье, органи­зация молодежных объединений);

виды социальных институтов (образовательные воспитательные учреждения, социальные службы, детские дома и др.)

Описание возможных специализаций социального педагога встречаем в книге «Социальная защита человека: Региональные модели» / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой (М., 1995). В описаниях региональных моделей, в частности, дается характеристика следующим специализациям.

Социальный семейный педагог или работник семейного профиля . Специализируется на оказании разносторонней помощи семье. Клиентами социального педагога (работника) являются 30-50 и более семей, проживающих в одном или нескольких близлежащих домах. Ныне это самый распространенный, наиболее востребованный вариант специалиста широкого профиля. Семейный педагог – специалист высшей квалификации, человек большого жизненного опыта, авторитетный и уважаемый в том микрорайоне, где он работает, владеющий навыками непосредственной профессиональной деятельности, связанной с деликатным вхождением в семью и организацией разносторонней помощи в этически допустимых формах на основе включения семой семьи в этот процесс.


Общинный (сельский) социальный педагог. Специализируется на оказании разносторонней помощи сельским жителям. Клиентами общинного социального педагога (работника) являются все жители данного села, деревни, поселка. Это специалист высшей квалификации, широкого профиля, большого жизненного опыта, профессионального мастерства, авторитетный и уважаемый на селе. Желательно, чтобы это был местный житель, хорошо знающий традиции, образ жизни, психологию сельского населения.

Специалист по социальной работе с детьми и молодежью. Специализируется на оказании разносторонней помощи детям и молодежи городского или сельского социума, проживающим на территории обслуживаемого им микрорайона, границы которого определяются органами муниципальной власти. В организации социальной работы с детьми он уделяет особое внимание развитию детских и молодежных социальных инициатив, способствует включению детей и молодежи в решение социальных проблем города, села, общины.

Специалиста по организации культурного досуга. Специализируется на организации социокультурной деятельности как детей, так и взрослых. В организации культурно-досуговой деятельности населения отдает приоритет семейным формам досуга, уделяет специальное внимание организации совместного времяпрепровождения детей и их родителей, пожилых людей, инвалидов, различных социально ущемленных групп населения.

Валеолог, специалист по охране здоровья. Заботятся о своевременном сохранении людьми своего здоровья, о повышении их жизненной активности, включении в физкультурно-оздоровительную деятельность. Их клиентами являются дети и взрослые. В организации медико-оздоровительной деятельности населения приоритет отдается семейным формам; особое внимание уделяется оздоровлению детей, пожилых людей, инвалидов.

Социальный эколог. Специализируется на организации экологической и природоохранной деятельности населения. Работает с детьми и взрослыми, с предприятиями и учреждениями обслуживаемой им территории. В организации общественного движения в защиту окружающей среды, экологическому образованию детей и взрослых.

Социальный этнолог. Специализируется на организации этнокультурной работы по возрождению прогрессивных народных, национальных традиций, обрядов, народного творчества: промыслов, ремесел. В этнокультурной деятельности отдает приоритет восстановлению традиционных форм общения, проведения досуга, развитию ремесленных промыслов, присущих данному этносу.

Социальный педагог-дефектолог. Специализируется на оказании профессиональной помощи детям, имеющим отклонения в умственном и физическом развитии, их семьям. Его клиентами становятся дети, которые проживают на обслуживаемой им территории, обучаются в образовательных, специализированных школах или на дому. Сфера деятельности социального педагога-дефектолога определяется органами муниципальной власти исходя из потребностей конкретного социума.

Социальный педагог, специализирующийся на работе с инвалидами (в том числе, с детьми, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, их родителями). Этот специалист особое внимание уделяет организации межличностного общения здоровых и больных детей, различным видам адаптации детей-инвалидов к окружающей среде.

Школьный социальный педагог. Это работник общеобразовательной или профессиональной школы, внешкольного, дошкольного учреждения, социального приюта, детского дома, школы-интерната, школы реабилитации, других образовательных учреждений. В организации своей работы он отдает приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социально полезную деятельность. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Социальный педагог, специализирующийся на оказании разносторонней помощи подросткам, склонным к правонарушениям. Клиентами этого специалиста являются дети с нарушениями норм поведения, проживающие на обслуживаемой им территории. Особое внимание от уделяет профилактической работе по предупреждению противоправных действий подростков и их реабилитации путем создания условий для организации их социально полезной, оздоровительной деятельности и нормального быта.

Специалист социальной службы или административный (муниципальный) социальный педагог. В сфере деятельности этого специалиста решение вопросов, связанных с организацией специальной практики, руководством процессом социального формирования и развития личности в условиях открытой микросоциальной среды, проведением экспертизы перспектив развития системы социальных служб.

Доминирующей, наиболее востребованной сегодня специализацией деятельности социального педагога в отечественной системе образования (исходя из описаний, предложенных выше, речь уже идет о специализации – школьный социальный педагог) является охрана прав ребенка . Охарактеризуем ее более подробно, опираясь на реальные примеры из практики.

Воронежская область. Фактически, социальные педагоги образовательных учреждений этого региона стали преемниками некогда существовавших общественных инспекторов по охране детства. Функционал специалиста данного профиля нашел отражение во Временном положении о службе социальных педагогов в системе образования.

В условиях микрорайона, общеобразовательной школы, детского сада социальный педагог

Выявляет несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родительских прав, отобрания детей у родителей без лишения родительских прав, признания родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявления их умершими, длительной болезни родителей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождением их под стражей в период следствия остались без попечения единственного или обоих родителей, а также детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства в связи с трудным положением в семье, уклонением родителей от участия в их воспитании, детей с нарушениями умственного и физического развития;

Обеспечивает устройство на дальнейшее воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в помощи государства, в семьи граждан под опеку или попечительство, усыновление, в детские дома семейного типа, интернатные учреждения всех типов, в специальные учебные заведения;

Принимает меры по защите и сохранности имущества и жилой площади, принадлежащих несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей;

Взаимодействует с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства и др. по вопросам защиты личных, имущественных и жилищных прав несовершеннолетних детей и распространения на них льгот, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

Участвует в судебных заседаниях по делам о несовершеннолетних детях;

Осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания, состоянием здоровья детей, находящихся под опекой или попечительством граждан;

Разрешает конфликтные ситуации несовершеннолетних детей со взрослыми, выявляет отклонения в поведении детей и подростков и оказывает им экстремальную социально-экономическую помощь и поддержку;

Осуществляет посредническую деятельность между личностью несовершеннолетнего и школой, детским домом, семьей, средой, властью;

Поддерживает партнерские отношения с семьей детей и подростков с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

Взаимодействует с педагогами, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и др. в оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в помощи государства, предоставления им льгот, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

Участвует в реализации прав и свобод обучающихся, создании для них комфортной и безопасной обстановки, обеспечении сохранности их жизни и здоровья, выполнении обязательного всеобуча;

Информирует (ежегодно) районного, городского органа управления образованием о проделанной работе по охране личных и имущественных прав и интересов детей и молодежи.

В условиях детского дома, школы-интерната социальный педагог:

Собирает недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке;

Взаимодействует с судом, ЗАГСом, комитетом социальной защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и др. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую жилую площадь;

Обеспечивает защиту личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки и т.д.;

Обеспечивает льготы, предусмотренные Правительством России, в период обучения детей и при выпуске их и поступлении на учебу или работу;

Оказывает помощь выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;

Осуществляет связь с выпускниками до достижения ими 18 лет;

Ведет картотеку на выпускников.

В настоящее время вузы и продолжают вести подготовку будущих специалистов по специальности «Социальный педагог». Для того чтобы получить данную профессию, необходимо пройти обучение по программе, предусмотренной учебным заведением. Как правило, полный срок образовательной подготовки данной специальности составляет 5 лет.

Предусматриваются такие формы обучения как очно-заочная, заочная, очная и дистанционная. В целом, сроки и образования между различными образовательными учреждениями различаются в зависимости от установленных в них порядков и правил.

Анализ практики данной специальности говорит о том, что эффективность деятельности социального педагога зависит от уровня подготовки в учебном заведении. Также значение имеют личностные качества специалиста. Социальный педагог необходим категории людей, которой требуется психологическая поддержка и социальная помощь. Потому для будущего специалиста профессионально значимыми являются такие качества как: эмпатия, коммуникабельность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, выдержка.

Деятельность социального педагога

Социальный педагог осуществляет работу с детьми и подростками из неблагополучных семей, их родителями и иными лицами, нуждающимися в защите их прав и свобод. Он работает в реабилитационных центрах, школах-интернатах, детских домах, больницах. Педагог ведет деятельность в тесном сотрудничестве с полицией, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства.

Так, социальный педагог работает с теми, кто перенес психологическую травму в результате насилия, потери близких людей, противоправных действий. Его деятельность в работе с проблемными детьми и подростками направлена на установление с ними доверительного контакта, обнаружение их проблем и оказание поддержки.

Педагог участвует в разрешении проблемных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, выявляет его потребности и разрабатывает меры поддержки, привлекая соответствующие органы, например, по опеке и попечительству.

Специалист старается создать для них комфортную психологическую обстановку, для того чтобы такие ребята ощущали себя в безопасности. Безусловно, социальному педагогу необходимо обладать психической устойчивостью, ведь в работе придется непрерывно сталкиваться с трудностями. Не исключено, что дети и подростки из неблагополучных семей имеют психические расстройства и отклонения в развитии. Их поведение может носить асоциальный характер, а потому нуждается в корректировке и адаптации. Задача педагога - оказывать помощь, применяя знания и опыт в области воспитания, обучения и развития личности. Социальному педагогу необходимо умение слушать и понимать, сопереживать, общаться с людьми разных категорий.

46.7

Официальный партнёр раздела

Для друзей!

Справка

В образовательной среде должность "социальный педагог" была введена совсем недавно, в 2000 году. Увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности и числа неблагоприятных семей продиктовала эту необходимость. Ранее обязанности социального педагога выполняли, или классный руководитель, или организатор по внеклассной работе. Социальный педагог - это специалист, который аккуратно корректирует детскую психику, налаживает его отношения со сверстниками, с семьей. Интересен тот факт, что, несмотря на свой молодой возраст, профессия эта существовала и в более ранние века. Истории известны благотворительные организации и сострадательные люди, которые финансировали и строили приюты для бездомных детей, сирот, нанимали педагогов для воспитания подрастающего поколения.

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Социального педагога в школе считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Социальные педагоги в школе потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

Социальный педагог повсюду представляет и защищает интересы детей, подростков. Он взаимодействует с органами милиции, в частности, с подразделениями по делам несовершеннолетних, с судами, органами опеки, с психологами и педагогами. Специалист этого профиля работает с трудными подростками, консультирует родителей, организовывает мероприятия по их воспитанию.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Социального педагога в школе нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Социального педагога в школе , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Социального педагога в школе обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Социальным педагогом в школе (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Социальным педагогом в школе .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности: 1. Анализирует личностные проблемы учащихся, чтобы своевременно оказать им социальную помощь. 2. Планирует и организует процесс разработки программ адаптации учащихся к современным социальным условиям, контролирует их проведение и прогнозирует последствия. 3. Консультирует детей, классных руководителей, родителей. 4. Содействует созданию психологически комфортной и безопасной для личности обстановки, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Вид труда

Исключительно умственный труд

Профессия Социального педагога в школе относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Социальные педагоги в школе отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Новые профессии всегда востребованы. Такие учреждения как детские сады, школы, приюты, социальные службы испытывают недостаток квалифицированных специалистов. Заработная плата социального педагога зависит от уровня его квалификации, трудового стажа и бюджета организации, где он трудится.

tctnanotec.ru - Портал о дизайне и ремонте ванной комнаты