Прерванная прямая речь примеры. Как составить схему предложения с прямой речью. Диалог, вытянутый в строку

Естественно, что человек, который не допускает ошибок при письме, привлекает собеседника во сто крат лучше, он подкупает своей грамотностью. Стремление стать таким человеком, безусловно, похвально, но при общении на русском языке возникают иногда такие комичные ситуации, когда можно запутаться в правилах, это обусловлено самой сложностью русского языка, его многогранностью. К этим самым ситуациям подходит и оформление чужих реплик, чужих высказываний. Их можно передать при помощи прямой речи или косвенной. Если со вторым вариантом всё предельно просто и понятно (оформление происходит как сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным), то при написании прямой речи бывает не так уж и легко правильно расставить по своим местам кавычки, двоеточия, точки да запятые. Многое зависит от места расположения текста автора и прямой речи. Давайте разберемся, рассмотрим все нюансы более подробно и наглядно.

В случае, если прямая речь следует после слов автора, то по правилам русского языка ставится двоеточие, затем открываются кавычки и само выражение начинайте писать с прописной буквы. Важно отметить, что восклицательный знак, вопросительный знак и точка в конце предложения оформляются по-разному. Если предложение имеет повествовательный характер, то точка ставится после кавычек, в случаях же с вопросительными и восклицательными предложения — знаки ставятся до заключающих кавычек.

Алексей сказал: «Я ухожу сегодня в пять часов утра».
Он поинтересовался: «Почему ты не в школе?»
Он воскликнул: «Какая ужасно холодная вода!»

Другое дело, когда слова автора стоят после прямой речи. Но тут всё довольно понятно. Открываем кавычки, пишем прямую речь с заглавной буквы, закрываем кавычки, затем идут слова автора со строчной буквы. «Но какой знак препинания между прямой речью и словами автора?» — спросите вы. Ответ — ставьте между ними тире. Оформление кавычек происходит по аналогии с первым случаем, изложенным в данном тексте.

«Я вернусь в десять вечера», — сказал Андрей.
«Разве ты не знаешь?» — спросил он.
«Ухожи отсюда немедленно!» — воскликнул он.

Бывает и такое, что прямая речь прервана словом автора. Как же это оформить? Для простоты понимания предлагаю пользоваться схемами, которые потом я буду также дополнять примерами. Условные обозначения будут такими: «ПР» — прямая речь, «А» — слова автора.

«ПР, — А, — ПР».

А вы заметили проставленную запятую, а не точку, после слов автора? Как пример: «Иди прочь, — сказала девушка, — ты вывел меня из себя».

«ПР!(?) — А. — ПР».

Например: «Не кажется ли тебе, друг мой, что сегодня всё вокруг выглядит удивительным? –любезно спросила Надя. – Я искренне очарована этой мистической красотой». Здесь мы можем заметить, что восклицательные и побудительные предложения оформляются немного по-другому, разорванная прямая речь возобновляется после слов автора с прописной буквы.

Бывает и такое, что прямая речь «встроена» посреди слов автора, т.е слова автора разрываются прямой речью. Здесь расставляем знаки пунктуации по следующим схемам:

А: «ПР», — А.

Рассмотрим пример для наглядности:
Он ехидно заметил: «Потолок-то кривой», — и сразу же отвел взгляд в другую сторону.

А: «ПР!(?)» — А.

А вот и пример:

Мне послышался крик издалека: «Вы где?» — и мы сразу же пошли навстречу товарищу.

А: «ПР…» — А.

Матрос с досадой произнес: «Осточертевшее море…» — и начал разглядывать свою униформу. В отличие от восклицательного и вопросительного знака, при многоточии расстановка знаков схожа с расстановкой кавычек при точке.

Что касается вопроса оформления диалогов, то тут присутствует два варианта.

Первый способ:

Возможно расписать все фразы в одну строчку, при этом должно соблюдаться отсутствие слов автора. В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. Высказывания должны быть заключены в кавычки и отделены между собой с помощью тире.

Рассмотрим пример:

Тихая ночь. Посреди сельской местности два человека шли, держась за руки. Девушка спросила: «Каким образом тебе это удалось?» — «Давай это останется секретом». — «Вот же скрытный ты человек!» — «Приму за комплимент».

Второй способ:

Каждая новая строка — новая реплика, не ставятся кавычки, но присутствует тире в начале предложения.

– Куда идешь?
– Куда глаза глядят.

Оформление цитат

  1. Цитата записывается в зависимости от оформления прямой речи.
  2. Чать цитаты пропускается и заменяется многоточием из-за её емкости.
  3. В цитату входит авторский текст или его часть и данном случае следует заключать его (её) в кавычки.
  4. Цитирование стихотворений происходит с соблюдением строф и строчек, но без заключения в кавычки.

Г.Гейне считал: «Римляне вряд ли изучали грамматику, они бы не завоевали полмира».

В свое время В.Иванов иронично заметил: «Мне кажется, что ночной прибор следует купить до конца света».

По словами А. Белякова, творчество Бетховена было пронизано «той самой «революционной героикой».

Знаки при прямой речи

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала:
    – Не видали маму?

    М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

    Лермонтов


    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    Лермонтов


    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

    Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    Лермонтов

    – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

    Лермонтов

    – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

    «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

    Шолохов

    – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

    «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    Шолохов

    – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов


    – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

    Лермонтов


    – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

    Чехов


    – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев


    – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

    М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

    Прямая речь – это чужая речь, точно воспроизведенная и переданная от лица того, кто ее произнес. Предложения с прямой речью включают в себя два компонента: собственно речь и вводящие слова, в которых указывается, кем эта речь была сказана (слова автора).

    Для выделения прямой речи в предложении используются знаки препинания: тире или кавычки. Постановка знаков препинания зависит от оформления прямой речи.

    1.1. начинать абзац, тогда перед ней должно стоять тире:

    - Все прощается за труд, - сухо говорит Веденеев. (Панова)

    1.2. оформляться в строку и выделяться при этом кавычками:

    «Максим Максимыч, не хотите ли чаю?» - закричал я ему в окно (Лермонтов)

    Примечание: Оба правила допустимы при построении диалога:

    - Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?

    - Его кошка съела.

    - Зачем же ты ей позволила? (Л.А.Барто)

    «Как, как?.. Вы не могли бы погромче?..Что за песня?..» - «Случайно припомнилась эта… Отец когда-то певал. Можно придумать другое…» - «Не надо другое, эту давайте!» (по Б.Чиркову)

    2.1. перед прямой речью, тогда после авторских слов ставится двоеточие, прямая речь начинается с заглавной буквы и заканчивается тем знаком препинания, который требуется по характеру высказывания:

    Поднимая Альку на руки и показывая море, Натка быстро сказала: «Алька, смотри, какой быстрый большой корабль!» (А. Гайдар)

    Однажды, когда Джанни Родари был в гостях у краснодарских ребят, один мальчик его спросил:

    - Почему зимой холодно, а летом тепло?

    2.2. после прямой речи, в конце которой ставится подходящий по смыслу знак (вопросительный или восклицательный знак, многоточие или запятая, но не точка), затем следует тире и слова автора, начинающиеся со строчной буквы:

    «Врешь, не поймаешь!» - торжественно сказал Метелица.

    «Разве обязательно быть оптимисткой?» - спросила как-то Танюшка. «Желательно, потому что оптимист умнее пессимиста», - весело ответил Андрей (К.А.Кетлинская)

    Примечание: как видно из последнего примера, особенность постановки запятой после прямой речи состоит в том, что она ставится не внутри высказывания, а после закрывающей кавычки.

    2.3. внутри прямой речи, разрывая последнюю на две части. Здесь есть свои особенности написания знаков препинания.

    • если прямая речь представляет собой единое предложение и после разрыва должно быть продолжено, то авторские слова с двух сторон выделяются запятой и тире, после которых первое слово пишется с маленькой буквы:

    «Неужели, — думал я, — мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?» (Лермонтов)

    • если высказывание состоит из нескольких предложений, а слова автора стоят после одного из них, то восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, стоявшие в конце этого предложения сохраняются, точка заменяется на запятую. Далее следует тире, слова автора с маленькой буквы, точка, тире, и продолжается прямая речь с прописной буквы:

    — Нечем нам тут стрелять, — ответил в трубке голос Попко. – Я и сам удивляюсь, с чего это он отскочил?» (Л.С.Соболев);

    «Морозка! – крикнул Бакланов вслед уезжавшим. – Вы все-таки не теряйте друг друга из вида». (Фадеев)

    • если авторские слова содержат в себе глаголы, имеющие значения высказывания и относящиеся к разным частям разорванной прямой речи, то перед ее второй частью ставится двоеточие и тире:

    «Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?» (Горький).

    2.4. до и после прямой речи, которая, по сути, разрывает авторскую речь. В данном случае после первой части авторских слов ставится двоеточие, открывающая кавычка, прямая речь, знак препинания, необходимый по смыслу (кроме точки), закрывающая кавычка, тире, вторая часть авторских слов. Если прямая речь должна была закончиться точкой, то вместо нее после закрывающей кавычки ставится запятая:

    На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (Пушкин);

    Приехав на дачу в большой компании, брат вдруг говорит: «Мишка, пойдем на биллиард», и они, запершись, играли по три часа на биллиарде. (Симонов).

    Семиклассники педагогической гимназии № 1505 г. Москвы для своих младших собратьев по учебе разработали и составили сборник упражнений (руководитель И.Л.СТАРИКОВА). Так занимаются проектной деятельностью – одним из видов исследовательской работы – в этой школе.
    Осенью ребята 6–10-х классов выбирают тему проекта, а в зимнюю сессию защищают проект в качестве экзамена.

    Составители сборника – ученики 7-го класса
    Надежда ЗАВЬЯЛОВА,
    Никита ФИЛАТОВ,
    Иван ТРИФОНОВ,
    Андрей ЮШИН,
    Карен ЛАЛАЯН,
    ГОУ гимназия № 1505,
    г. Москва

    Прямая речь

    Семиклассники делают сборник упражнений

    I. Языковое явление
    (Что такое прямая речь?)

    Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму. Она точно воспроизводит чужое высказывание и сопровождается авторскими словами.

    «Ребята, давайте жить дружно!» – с улыбкой произнес кот Леопольд.

    Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

    Стала щука упрашивать Емелю: «Не губи меня, Емелюшка. Отпусти в речку. Хочешь, я тебя за это богатым сделаю?».

    II. Правописный аспект
    (Пунктуация)

    Для выделения прямой речи употребляются кавычки. Слова автора могут стоять перед, после и внутри прямой речи.

    Схемы предложений с прямой речью

    «П!» – а.

    «Леопольд, мы сдаемся!» – прокричали мыши, плавая в стакане газировки.

    «П», – а.

    «Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.

    «П?» – а.

    «А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.

    А: «П».

    Усмехнулась хитрая лиса и сказала: «Давайте я вам поделю сыр поровну».

    А: «П?»

    Облизнулся волк и спрашивает: «Куда ты идешь, Красная Шапочка?».

    А: «П!»

    Едет лисица на волке и потихоньку поет: «Битый небитого везет, битый небитого везет!».

    «П, – а, – п?»

    «Вот ты говоришь, – сказала Рукодельница, – что добрый, а зачем зеленую травку под снежной периной держишь?»

    «П! – а. – П!»

    «Сивка-Бурка, вещий каурка! – закричал Иванушка-дурачок. – Стань передо мной как лист перед травой!»

    «П! – а. – П».

    «Покажи! – закричал Данила-мастер. – Без цветка мне жизни нет».

    «П, – а. – П?»

    «Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. - Вы дадите нам три корочки хлеба?»

    «П? – а. – П!»

    «Какой же он дурачок? – шептались люди. – Он хитрый, если заставил ведра идти!»

    Условные обозначения.

    – самое легкое задание
    – задание средней тяжести
    – самое трудное задание

    Упражнение № 1


    * В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

    Наступила осень, и солнце уже не так сильно припекало. «Пора нам подумать о зиме», – сказал как-то Наф-Наф. Но братья решили, что они будут гулять и прыгать по лугу. «До зимы еще далеко», – сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову. Нуф-Нуф лег в лужу и сказал: «Когда нужно будет, я сам построю себе дом». С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. «Сегодня мы еще погуляем, а завтра с утра возьмемся за дело», – говорили поросята. Когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья решили взяться за работу. И только трудолюбивый Наф-Наф, строя дом, считал, что его дом должен быть крепостью.

      (Семиклассники привели ключи ко всем связным текстам. В данной публикации их нет. – Ред .)

    Упражнение № 1

    Прочитайте текст и выпишите из него предложения с прямой речью.

    Оле-Лукойе тихонько приотворяет дверь, и веки у детей начинают слипаться.
    «Хочешь побывать ночью в чужих землях, а к утру вернуться домой?» – спросил Оле Яльмара.
    Аист взмахнул широкими крыльями и полетел в теплые края.
    «Завтра из этих кур сварят суп», – сказал Яльмар и проснулся в своей маленькой кроватке.
    Оле-Лукойе сказал: «Эта мышка явилась пригласить тебя на свадьбу».
    «А как же я пролезу сквозь маленькую дырочку в полу?» – спросил мальчик.
    «Какой чудесный запах! Весь коридор пахнет салом! Что может быть лучше?» – пропищала мышка.
    «Что сегодня ты будешь рассказывать?» – спросил Яльмар.
    Он раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик и сказал: «Сегодня некогда!».

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 1

    Прочитайте текст и выпишите из него предложения с прямой речью.
    * В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

    На улицах толпилось очень много людей. Все вокруг, показывая на карлика, кричали: «Какой длинный нос у этого безобразного карлика!».
    Якоб очень хотел поглядеть на карлика, но надо было спешить к матери. Подкравшись, он положил руку ей на плечо и произнес: «Мама, ты на меня сердишься?».
    «Что тебе нужно от меня, страшный карлик?» – испуганно закричала Ханна.
    Якоб решил, что мать нездорова, и произнес: «Матушка, почему ты гонишь меня?».
    Вокруг них уже толпилось много людей.
    Обращаясь к окружающим, Ханна вымолвила: «Посмотрите на карлика! Он отпугивает всех покупателей своим страшным видом!».
    Якоб побрел прочь с рынка. Он шел по улице и бубнил себе под нос: «Почему мать прогнала меня?».

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 2


    * В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

    1. «Какая у тебя славная сабля и ранец!» – сказала ведьма.
    2. Затем ведьма добавила: «Сейчас ты получишь денег столько, сколько твоей душе будет угодно!».
    3. «Заберись наверх, влезь в дупло и спускайся вниз», – продолжила ведьма, указывая на дерево.
    4. Солдат спросил: «А зачем мне туда лезть?».
    5. «Там будут сундуки с деньгами. Возьмешь денег сколько захочешь. Принеси мне только огниво», – ответила ведьма.
    6. Солдат приказал: «Тогда обвязывай меня веревкой!».
    7. «Тащи меня, старая ведьма, обратно», – приказал солдат, выполнив задание.
    8. Ведьма с нетерпением спросила: «Огниво взял?».
    9. «Эх, чуть не забыл!» – воскликнул солдат, возвращаясь за огнивом.
    10. «Отвечай быстро, а не то отрублю тебе голову!» – закричал солдат.

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 2

    Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Постройте схемы предложений.
    * В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

    1. «Аленький цветочек нехитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?» – говорил купец, приголубливая свою меньшую дочь.
    2. «Умереть тебе смертью безвременною!» – завопил дикий голос.
    3. Мохнатое чудовище заревело: «Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок?».
    4. Утром позвал к себе купец старшую дочь, рассказал ей все, что с ним приключилось, и спросил: «Хочешь ли ты избавить меня от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному?».
    5. «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек», – сказала старшая дочь и наотрез отказалась ехать.

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 2

    Объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Постройте схемы предложений.
    * В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

    1. Мама сказала Элли: «В прежние времена жили волшебники, а потом перевелись».
    2. «А все-таки без волшебников скучно. Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник», – ответила Элли.
    3. «Ой, Тотошка, какой ты смешной!» – сказала Элли.
    4. Старушка обратилась к Элли: «Скажи мне, как ты очутилась в стране Жевунов, милое дитя?».
    5. «Меня принес сюда ураган в этом домике», – робко ответила Элли.
    6. «Никогда не слыхала такого названия», – сказала волшебница, поджав губы.
    7. «Это правда, сударыня. Во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой», – смущенно ответила Элли.
    8. Волшебница Виллина огорчилась: «Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть!».

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 3

    Какие глаголы мы употребим в предложении с прямой речью, если надо передать:

    1) сильное волнение;
    2) возмущение, негодование;
    3) спокойное настроение;
    4) радость;
    5) просьбу;
    6) задать вопрос?

    Распределите глаголы по группам.

    Попросил, сказал, возмутился, провозгласил, ужаснулся, сообщил, спросил, ответил, взмолился, возразил, воскликнул, закричал, поинтересовался, усмехнулся, заревел, подумал, переспросил, приказал, упрекнул, рассердился, услышал, произнес, успокаивал, выспрашивал, промолвил.

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 4

    подумал, скомандовала, поинтересовалась, прошипела, говорили, ответила, сказали, спрашивали.

    «Шевелите лапками!» – ______ утка, поворачиваясь к утятам. «Какой он большой и несуразный!» – ______ злая утка. Утка-мать ______: «Он некрасив, а плавает лучше других». «Слишком велик», – ______ куры. Дикие утки ______: «Это что за птица?» «Я такой гадкий, что даже собаке противно меня съесть», – ______ утенок. «Умеешь ли ты выгибать спину и мурлыкать?» – ______ кошка. «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!» – ______ дети и взрослые.

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 4

    Вставьте в предложения данные глаголы речи:

    сказал, подумал, взмолился, отвечал, закричал, поинтересовался, спросил, промолвил.

    Испугался Осел и ______: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб». А потом ______: «Пойду-ка я в город Бремен и стану там уличным музыкантом». «Ах, Осел, пожалей меня!» – ______ собака. «Что ты такой невеселый?» – ______ Осел, заметив Кота. «Пойдем, Петушок, с нами в город Бремен», – ______ Осел. Радостно ______ Петух: «Огонек светится!». Заглянул Осел в окно и ______: «Сидят за столом разбойники, едят и пьют». «Как бы нам этих разбойников из дома выгнать?» – ______ Петух.

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 4

    Вставьте в предложения данные глаголы речи:

    ответил, сказал, пропищал, закричал, переспросил, поинтересовался, спросил, рявкнул.

    Кот отвесил королю почтительный поклон и ______: «Мой господин приказал преподнести вам этот скромный подарок». «Поблагодари своего господина», – ______ король. Кот бросился к карете и ______: «Помогите! Маркиз де Карабас тонет!». Король ______, выглянув из окна: «Чей это луг вы косите?». «Меня уверяли, что вы умеете превращаться в любого зверя», – ______ Кот. «Я сейчас же сделаюсь львом», – ______ великан. «А вы умеете превращаться в самых мелких животных?» – ______ Кот. «Вы считаете это совершенно невозможным?» – ______ великан.

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 5

    Расставьте знаки препинания.
    * В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

    Какая сегодня прекрасная мокрая погода подумала лягушка Утки кричали хлопая крыльями хорошо на юге Лягушка пришла в восторг и спросила а много ли там комаров и лягушек Целые тучи отвечала утка Возьмите меня с собой попросила лягушка Удивленная утка воскликнула а как мы тебя возьмем У тебя ведь нет крыльев Позвольте мне подумать пять минут взмолилась лягушка Утки лягушку несут кричали ребята Она не выдержала и закричала это я все придумала Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках поведала лягушка местным квакушкам Я пробуду у вас до весны проговорила лягушка-путешественница

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 5

    Расставьте знаки препинания.
    * В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

    Жил на свете король который очень любил наряжаться Однажды в город прибыли двое обманщиков которые выдавали себя за ткачей Мы можем делать такую чудесную ткань которая становится невидимой для глупого человека уверяли они Король воскликнул вот это будет платье Он обрадовался что сможет отличить умных людей от глупых Приступайте к работе сказал король Все говорили мастера усердно работают а у самих на станках ничего нет Неужели я настолько глуп ведь я ткани не вижу подумал министр Ткач спросил как ваше мнение Чудесно восхитительно ответил министр

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 5

    Расставьте знаки препинания.
    * В случае затруднения смотрите схемы в начале сборника.

    Русалочка спасла принца Она захотела узнать больше о людях У своей мудрой бабушки Русалочка спросила чем отличаются люди от русалок У них есть душа Ты тоже обретешь душу если в тебя влюбится кто-нибудь из людей ответила бабушка Я должна быть похожа на людей решила Русалочка и обратилась за помощью к морской ведьме Знаю зачем ты пришла проговорила она Ты отделаешься от своего хвоста но взамен отдашь мне свой чудесный голос проговорила ведьма смеясь Хорошо ответила Русалочка Ведьма поставила котел на огонь чтобы сварить зелье

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 6

    Лисица, сидя под окном, пела: «Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку». «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису», – сказал кот, собираясь на охоту. Говорит хитрая лиса: «Что же, Петя, ты такой гордый стал?». «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!» – закричал петушок. Выходя из дома, кот строго приказал: «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису». – «Нет, лиса, больше не обманешь меня! Не выгляну в окошко», – подумал петушок. Подойдя к окну, хитрая лиса воскликнула: «Посмотри, Петя, сколько у меня всяких диковинок!»

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 6

    Перестройте предложения, поменяв местами прямую речь со словами автора. Сделайте вывод о месте глагола речи относительно прямой речи.

    «Доброе утро! My», – вздохнула корова за рекой. Ежик тихо проговорил: «Вот и звезда упала, и трава наклонилась влево, и от елки осталась одна верхушка, и теперь она плывет рядом с лошадью». «Где же теперь лошадь?» – подумал ежик. Он продолжал рассуждать: «Лошадь захлебнется в тумане, если ляжет спать?». «Я в реке из тумана», – сообразил ежик. Он решил: «Пускай эта река сама несет меня». «Вот так история», – подумал еж. Ежик проворчал: «Разве кто в это поверит?».

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 6

    Перестройте предложения, поменяв местами прямую речь со словами автора. Сделайте вывод о месте глагола речи относительно прямой речи.

    «Что это за книжка, если в ней нет картинок?» – подумала Алиса. Кролик пробормотал себе под нос: «Как же я опаздываю!». «Едят ли кошки летучих мышей?» – засыпая, проговорила Алиса. Девочка строго сказала: «Сначала я должна убедиться, что здесь нигде не написано слово яд ». «Я заставляю долго ждать герцогиню», – довольно быстро проговорил кролик. Алиса продолжала разговаривать сама с собой: «Как странно все сегодня! А вот вчера все было обычно».

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 7

    Образец:


    «Плохо попасть в такую непогоду», – сказал старый поэт. «Я озяб и промок», – закричал ребенок.
    «Меня зовут Амур», – ответил мальчик.
    «Я умею стрелять из лука», – рассказал веселый мальчуган. «Мой лук совсем не испорчен», – воскликнул мальчик.
    «Мальчики и девочки! Остерегайтесь этого Амура», – сказал поэт. «Этот мальчик – большой плут», – сказал добрый старик.
    «Дети, не связывайтесь со скверным мальчишкой», – предупредил старик.
    «Мой лук совсем высох, но ему ничего не сделалось», – сказал Амур.

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 7

    Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

    Образец:

    Злая мачеха приказала падчерице: «Сходи в лес и набери там подснежников».
    Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она сходила в лес и набрала там подснежников.

    «Раньше марта месяца они не появятся на свет», – сказала удивленная девочка.
    «Иди в лес да без цветов не возвращайся», – сказала сестра заплаканной девочке.
    «Все равно где замерзать», – подумала бедняжка, сев на поваленное дерево.
    Девочка показала старику пустую корзинку и сказала: «Нужно мне набрать в нее подснежников».
    Бедняжка заплакала и сказала: «Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться».
    Усмехнулся старик и говорит: «Торопись и быстрее собирай цветы».
    Мачеха кричит дочке: «Надень рукавички и застегни шубку!».

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 7

    Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

    Образец:

    Злая мачеха приказала падчерице: «Сходи в лес и набери там подснежников».
    Злая мачеха приказала падчерице, чтобы она сходила в лес и набрала там подснежников.

    «Мои цветочки совсем завяли», – сказала маленькая Ида.
    «Цветы сегодня ночью были на балу», – сказал студент.
    «Маленькие маргаритки и ландыши тоже пляшут», – рассказал он.
    «Ты очень мила», – сказала большая крапива красной гвоздике. «Встань с постельки, Софи», – сказала маленькая Ида кукле.
    «Я знаю, где будет бал ночью», – шепнула девочка тюльпанам и гиацинтам.
    «Это глупые выдумки», – громко закричала восковая кукла Софи.
    «Софи, ты плохая», – сказала маленькая Ида.

      Проверьте себя по ключам в конце сборника.

    Упражнение № 8



    Девочка вошла, сп_ткнулась о веревочку и упала. Б_шмачок с правой ноги слетел и отк_тился в сторону. Хитрая Бастинда схватила его и надела на свою ногу. «Отдайте башмачок! Как вам не стыдно!» – закричала Элли. «Попробуй отбери!» – кривляясь, отвечала старуха. Элли схв_тила ведро воды, подбежала к старухе и окатила ее водой (с)головы (до)ног. От нее пов_лил жар. Волшебница завиз(?)жала: «Что ты наделала? Ведь я сейчас растаю». «Мне очень жаль, сударыня. Но зачем вы украли башмачок?» – ответила Элли. Голос волшебницы прервался, она с ш_пением осела на пол. Элли с ужасом глядела на гибель Бастинды.

    Упражнение № 8

    Приготовьтесь писать диктант.

    1. Прочитайте выразительно текст.
    2. Объясните постановку знаков препинания.
    3. Объясните правописание пропущенных букв.

    Заплакала па_ч_рица и побежала рассказать мачехе о своей беде. Мачеха сердито сказала: «Ты ур_нила веретено, ты его и доставай!». «Без веретена не возвращайся!» – гневно крикнула она девушке. Очнувшись, она увидела, что лежит на зеленой лужайке. Яблоня попросила девушку: «Потряси меня! Мои яблочки давно поспели!». Девушка тр_сла яблоньку (до)(тех)(пор), пока не осталось ни одного яблочка. В окно избушки выглянула старуха и крикнула ей: «Если будешь хорошо работать, я тебя награжу». А через минуту добавила: «Работай отлично! Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет!». Хорошо ж_лось девушке у Метелицы. Та ее не ругала, а кормила всегда сытно и вкусно.

    Упражнение № 8

    Приготовьтесь писать диктант.

    1. Прочитайте выразительно текст.
    2. Объясните постановку знаков препинания.
    3. Объясните правописание пропущенных букв.

    На краю сундука сидел маленький человечек. «Это самый настоящий гном!» – догадался Нильс. Мать часто рассказывала о том, что гномы живут в лесу и все знают о кладах, которые зарыты в землю. Нильс соск_льзнул на пол и (с,з)дернул сачок с гвоздя. Гном взмолился: «Отпусти меня, я дам тебе за это золотую монетку. Она будет большая, как пуговица на твоей рубашке». Нильс подумал и сказал: «Это очень хорошо». Через несколько минут он решил, что попр_сил мало. «Я хочу, что(бы) ты учил за меня уроки!» – добавил Нильс и посмотрел на гнома в сетке сачка. Вдруг сачок выпал из рук, а мальчик отк_тился кубарем в угол. «Я теперь не больше воробья!» – воскликнул он, когда увидел себя в зеркале. Маленький Нильс решил: «Мне надо обязательно найти гнома».

    Упражнение № 9

    Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте.

    Упражнение № 9

    Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
    Подумайте, с какой целью в сказке используется прямая речь. Составьте план текста и подготовьтесь к изложению.

    Под елкой лежали подарки. «Как много игрушек!» – воскликнула Мари. Девочка смущенно спросила: «Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек?» – «Он куплен для всех и будет аккуратно разгрызать твердые орехи», – ответил отец.
    Мари положила в рот Щелкунчика орех. Скорлупа ореха треснула и упала, а у Мари осталось на ладони вкусное ядрышко. Она выбирала самые маленькие орехи, чтобы человечку не приходилось разевать рот слишком широко.
    Брат тоже подбежал к Мари и расхохотался при виде смешного человечка. «Посмотрите, какой большой орех!» – крикнул мальчик. Раздался треск – и три зуба выпали у Щелкунчика изо рта. «Бедный, милый Щелкунчик!» – закричала Мари и отобрала его. «А что он берется орехи грызть, а зубы у него никуда не годятся! Нечего с ним церемониться!» – воскликнул мальчик. Мари зарыдала и завернула больного Щелкунчика в носовой платок.
    К детям подошел отец и сказал: «Я отдаю Щелкунчика на попечение Мари. Он нуждается в ее заботе». «Раненых никогда не оставляют в строю», – добавил он. Мари подвязала Щелкунчику пострадавшую челюсть красивой белой ленточкой, которую отколола от своего платья.

    Упражнение № 9

    Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания в тексте. Подумайте, с какой целью в сказке используется прямая речь.
    Составьте план текста и подготовьтесь к изложению.

    Великому художнику и строителю Дедалу пришлось бежать из Афин. Критский царь Минос дал ему пристанище. Дедал знал, что царь никогда не отпустит его.
    Однажды, сидя у моря, мастер подумал: «Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?». Он собрал перья больших птиц, искусно связал их и скрепил воском. Дедал сделал два крыла для себя и для своего сына Икара. Крылья прикреплялись к груди и рукам.
    Дедал надел крылья сыну и сказал: «Спокойно взмахивай руками. Не спускайся слишком низко к волнам и не поднимайся очень высоко». Осторожно летел Дедал. Икар решил: «Поднимусь высоко-высоко, выше ласточек, выше жаворонка, к самому солнцу».
    Под жаркими лучами растаял воск, распались перья. Икар стремительно падал и исчез в море. Дедал, опустившись на остров, сломал крылья и проклял искусство, погубившее сына. Люди запомнили эту легенду и вспоминали о ней, мечтая о покорении воздуха.

    В работе над проектом были использованы следующие сказки и мифы:

    1) «Три поросенка»;
    2) «12 месяцев»;
    3) «Лягушка-путешественница»;
    4) «Аленький цветочек»;
    5) «Бременские музыканты»;
    6) «Кот, петух и лиса»;
    7) «Дедал и Икар»;
    8) «Волшебник Изумрудного города»;
    9) «Ежик в тумане»;
    10) «Приключения Алисы в стране чудес»;
    11) «Волк и семеро козлят»:
    12) «Гадкий утенок»;
    13) «Дюймовочка»;
    14) «По щучьему велению»;
    15) «Приключения кота Леопольда»;
    16) «Телефон»;
    17) «Золушка»;
    18) «Маша и медведь»;
    19) «Приключения Буратино»;
    20) «Царевна-лягушка»;
    21) «Доктор Айболит»;
    22) «Два жадных медвежонка»;
    23) «Красная Шапочка»;
    24) «Лиса и волк»;
    25) «Мороз Иванович»;Ъ
    26) «Сивка-Бурка»;
    27) «Каменный цветок»;
    28) «Незнайка и его друзья»;
    29) «Волшебное кольцо»;
    30) «Русалочка»;
    31) «Новое платье короля»;
    32) «Оле-Лукойе»;
    33) «Карлик Нос»;
    34) «Госпожа Метелица»;
    35) «Скверный мальчишка»;
    36) «Колобок»;
    37) «Огниво»;
    38) «Щелкунчик и мышиный король»;
    39) «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
    40) «Цветы маленькой Иды».

    При работе над проектом была использована следующая литература:

    Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.

    И.Э. Савко. Весь школьный курс русского языка. Минск, Современный литератор, 2002.

    Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2004.

    Д.Э. Розенталь. Пунктуация и управление в русском языке. М.: Книга, 1988.

    В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5–9-е классы. М.: Дрофа, 2002.

    При передаче на письме требует особого пунктуационного оформления. Оно зависит от положения прямой речи и слов автора относительно друг друга.
    Возможны следующие случаи:

    «Хорошо, что ты зашла», - сказала соседка.
    «Как я рада тебя видеть!» - сказала соседка.
    «Зайдёшь завтра?» - спросила соседка.

    Соседка сказала: «Хорошо, что ты зашла».
    Соседка сказала: «Как я рада тебя видеть!»
    Соседка спросила: «Зайдёшь завтра?»

    Схемы:
    р.а.: «П.р.».
    р.а.: «П.р.!»
    р.а.: «П.р.?»

    «Хорошо, - сказала соседка, - что ты зашла».
    «Оленька! - сказала соседка. - Как я рада тебя видеть!»
    «Оленька, - спросила соседка, - зайдёшь завтра?»

    Схемы:
    «П.р., - р.а., - п.р.».
    «П.р.! - р.а. - П.р.!»
    «П.р., - р.а., - п.р.?»

    Примечание:

    Если первая часть прямой речи оканчивается точкой, вопросительным или восклицательным знаком, то вторая часть прямой речи начинается с прописной (большой) буквы.
    Если первая часть прямой речи оканчивается на запятую, точку с запятой, тире, двоеточие, многоточие, т.е. если предложение не завершено, то вторая часть начинается со строчной (маленькой) буквы.

    Например:
    «Париж - столица Франции, - поправил он младшую сестру. - А не Италии».

    «Париж, - поправил он младшую сестру, - столица Франции, а не Италии».

    Он сразу поправил младшую сестру: «Париж - столица Франции, а не Италии» - и вышел из комнаты, чтобы не мешать девочкам общаться.

    Сказав: «До свидания!», он вышел из комнаты, чтобы не мешать девочкам общаться.

    §2. Пунктуационное оформление диалога

    Диалоги и полилоги (разговор нескольких лиц) в художественной литературе, публицистике, а точнее, в печатных изданиях оформляются без использования кавычек.

    В начале реплик диалога ставится тире, например:

    «Толпа шумела, все говорили громко, кричали, бранились, но толком ничего нельзя было разобрать. Доктор подошёл к молодой женщине, державшей на руках толстую серую кошку, и спросил:

    Будьте добры, объясните, что здесь происходит? Почему народу так много, что за причина его волнения, и почему закрыты городские ворота?
    - Гвардейцы не выпускают людей из города...
    - Почему же их не выпускают?
    - Чтобы они не помогли тем, которые уже вышли из города...
    Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлёпнулась, как сырое тесто. Толпа заревела.»

    (Ю.Олеша, Три толстяка)

    Отдельные реплики также могут быть оформлены с помощью тире:

    «Когда он пришёл в себя, уже был вечер. Доктор посмотрел вокруг:
    - Какая досада! Очки, конечно, разбились. Когда я смотрю без очков, я, вероятно, вижу так, как видит не близорукий человек, если надевает очки. Это очень неприятно.»

    (Ю. Олеша, Три толстяка)

    Примечание:

    Если прямая речь сочетается с речью автора, то могут использоваться разные схемы расстановки знаков препинания. Пунктуация будет различаться в зависимости от взаимоположения прямой речи и речи автора. Но кавычки не нужны. Прямая речь отделяется с помощью тире.

    1) Р.а.: - П.р. Например:

    Потом он поворчал по поводу отломанных каблуков:
    - Я и так невелик ростом, а теперь стану на вершок ниже. Или, может быть, на два вершка, потому что отломились два каблука? Нет, конечно, только на один вершок... (Ю. Олеша, Три толстяка)

    2) - П.р., - р.а. Например:

    - Караул! - кричал продавец, ни на что не надеясь и дрыгая ногами (Ю.Олеша, Три Толстяка).

    3) Р.а.: - П.р.! - р.а. Например:

    И вдруг гвардеец с разбитым носом сказал:
    - Стой! - и поднял высоко факел (Ю.Олеша, Три Толстяка).

    4) -П.р., - р.а. - П.р. Например:

    - Перестаньте кричать! - рассердился он. - Разве можно так громко кричать! (Ю.Олеша, Три толстяка)

    То есть логика оформления прямой речи и речи автора сохраняется, но не используются кавычки. Вместо них в начале прямой речи всякий раз ставится тире.

    Вконтакте

tctnanotec.ru - Портал о дизайне и ремонте ванной комнаты