Органы государственного управления туризмом в рф. Российская модель государственного управления индустрией туризма. Структура индустрии туризма

Туристическое бюро

Формы собственности

Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности. Они могут быть частными, государственными, акционерными обществами - суть предпринимательской деятельности и их рыночные функции от этого не меняются.

Несмотря на то, что многие фирмы, особенно функционирующие на слабо развитых рынках туристических услуг, одновременно выполняют обе функции, т.е. бывают агенты, берущиеся за организацию путешествия, и туроператоры, в том или ином объеме самостоятельно реализующие розничную продажу, следует различать эти две группы хозяйствующих субъектов, поскольку агент розничной продажи является розничным продавцом, а туроператор производителем туристического продукта.

В зависимости от характера осуществляемой деятельности бюро классифицируются на занимающиеся туризмом: внутренним, международным, выездами и приездами, обслуживанием в пути.

Наиболее распространенная модель бюро это:

· малые (до 6 человек),

· организует собственные заграничные поездки в определенную страну или местность,

· посредничает в продаже предложений больших бюро путешествий,

· организует собственные выезды внутри страны,

· посредничает в продаже туристических пакетов внутреннего туризма иных бюро или владельцев гостиничной базы,

· посредничает в продаже автобусных билетов международного сообщения,

· посредничает в продаже билетов на различные спортивные, культурные, увеселительные и т.п. мероприятия,

· от имени клиента занимается оформлением паспортно-визовых формальностей,

· осуществляет страхование.

Тема 2.2. Управление туризмом в Республике Беларусь

Проблемами туризма в Беларуси занимаются соответствующие органы. в республике сложилась и постоянно действует и совершенствуется своего рода система организационно-управленческих мероприятий по развитию туризма.

Деятельность Министерства спорта и туризма РБ

Главная роль принадлежит министерству спорта и туризма, которое призвано создавать условия для вовлечения в активные занятия туризмом. На него возложены задачи связанные с планированием и финансированием массовой туристической деятельности, хозяйственное обеспечение этой работы, управление плановым самодеятельным туризмом, а так же частные вопросы (разработки и утверждение классификационных маршрутов, туристических походов, правила проведения туристических мероприятий).

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь является центральным органом управления и подчиняется совету министров Республики Беларусь. На министерство возлагается ответственность за проведение государственной политики в области физической культуры, спорт и туризма. В своей деятельности министерство руководствуется законодательством Республики Беларусь.



Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями, местными исполнительными и распорядительными органами.

К числу основных задач относятся решение проблем, связанных с осуществлением единой политики государства в области туризма, разработки концепций, направленных на совершенствование этой сферы, контроль за организацией кадровой политики, осуществлением научно-исследовательской деятельности и инноваций в сфере туруслуг.

Министерству предоставлено право издавать постановления, приказы и инструкции, обязательные для исполнения другими министерствами и иными центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а также юридическими и физическими лицами; оно имеет право представлять республику на международной арене, подписывать договора и соглашения в области туризма.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом Республики Беларусь. В настоящее время им является Качан Олег Леонидович.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов в министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра по должности, а также других работников министерства и подведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждается советом министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра.

В Республике Беларусь действует система туристских органов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма. Она охватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные задачи - создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в активное занятие туризмом.

Шульга Чеслав Казимирович – заместитель министра спорта и туризма, курирующий вопросы туризма.

Унитарное предприятие «Национальное агентство по туризму Республики Беларусь» было создано министерством спорта и туризма в сентябре 2001 года и призвано обеспечивать сервисное обслуживание участников туристического рынка. Сегодня в команде агентства работает 36 человек, оно представлено главным офисом в Минске и 5 филиалами в областных центрах.

Совместно с бюро Юнеско в Москве национальное агентство по туризму поддерживает информационный проект «Молодежный культурно-познавательный туризм в Беларуси».

Агентство выступает партнером в совместном проекте Tempus ib-jep-23015-2002 «создание центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов туристической индустрии Республики Беларусь».

По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее приемлема третья модель управления.

Туризм в РФ подчиняется государственному регулированию и управлению, государство формирует политику туризма. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.), а также в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 г. (2008 г.). Связь между политикой и туризмом заключается в том, что государство регулирует развитие туризма, а туристская активность требует вмешательства со стороны государства с позиций нормативно-правового регулирования. Политическая власть аналогично экономическим факторам имеет возможности непосредственного (издавая регулирующие отношения в сфере туризма правовые акты) и опосредованного (политический курс страны, решения, принимаемые властями на международной политической арене, государственная идеология) воздействия на туризм.

Сложившаяся к настоящему времени система отражает происходящий в России процесс перехода от сверхцентрализованной административной системы, базировавшейся на доминировании государственных форм собственности, к хозяйственному механизму, сочетающему различные формы собственности. Децентрализация в условиях рыночной экономики предполагает передачу права осуществления туристской деятельности любому предприятию независимо от форм собственности. Этот процесс сопровождается созданием различного рода ассоциаций, союзов и объединений. Управление туристским комплексом реализуется в рамках организационной структуры, включающей три уровня: макроэкономический, мезоэкономический и микроэкономический (рис. 1).

Рисунок 1. Организация управления индустрией туризма в России Саак, А.Э., Пшеничных, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - С. 52

Макроэкономический уровень

На этом - федеральном - уровне к субъектам управления туризмом относятся Президент РФ, Государственная дума РФ, Правительство РФ, Федеральное агентство по туризму и Федеральное агентство по физической культуре и спорту Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

При Президенте РФ существует Совет по физической культуре и спорту, который должен обеспечивать:

Разработку основ государственной политики в сфере спортивного туризма;

Участие в разработке законодательства РФ по спортивному туризму;

Координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере спортивного туризма;

Анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.

Решения Совета по физической культуре и спорту носят рекомендательный характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.

В высшем законодательном органе - Государственной думе РФ - в 2003 г. законодательное обеспечение туризма было отнесено к ведению Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, а ранее осуществлялось специальной Комиссией по спорту и туризму. В структуре комитета функционирует подкомитет по развитию рынка туристских услуг, создан Экспертный совет, в который вошли ведущие представители турбизнеса и государственных органов.

Общее руководство туристским комплексом, проведение туристской политики осуществляет Правительство РФ.

Согласно статье 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», туризм и санаторно-курортная сфера являются частью социальной сферы России и представляют собой единый объект государственного регулирования. В Федеральном законе «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995 г.) отмечается: «Правительство Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха». В соответствии с общераспространенной мировой практикой и международными правовыми актами санаторно-курортное лечение относится к категории лечебно-оздоровительного туризма, который в случае его субсидирования государством является также видом социального туризма.

Целью туристской политики является обеспечение конституционного права граждан России на отдых и досуг, свободу передвижения, охрану здоровья и иных прав при совершении путешествий посредством создания в Российской Федерации конкурентоспособной туристской индустрии, способной к саморазвитию и обеспечивающей высокий уровень жизни россиян.

Туристская политика должна строиться на основе соблюдения Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации, а также социальных и экономических показателей и исследований российского и зарубежного туристских рынков.

Приоритетными направлениями туристской политики должны быть внутренний, въездной и социальный туризм, включая лечебно-оздоровительный, спортивный, этнокультурный, экологический.

Органы управления туристской отраслью РФ в период 1991-2004 гг. претерпевали постоянную реорганизацию (табл. 1).

Таблица 1. Хронология реорганизаций государственных органов управления туристской деятельности в Российской Федерации Саак, А.Э., Пшеничных, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - С. 53

Российская акционерная компания по иностранному туризму

Министерство культуры и туризма РФ Комитет РФ по туризму (Роскомтуризм)

Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму

Комитет РФ по физической культуре и туризму

Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму

Российское агентство по физической культуре и туризму

Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму

Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму

Департамент туризма в составе Министерства экономического развитая и торговли РФ

Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму в составе Министерства здравоохранения и социального развития

Федеральное агентство по туризму

18 ноября 2004 г. был принят Указ Президента РФ, утвержденный положением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901, о создании Федерального агентства по туризму, напрямую подчиненного Правительству РФ.

Федеральное агентство по туризму является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, занимающимся проведением государственной политики, нормативно-правовым регулированием, оказанием государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере туризма.

Центральные экономические ведомства, например Федеральная таможенная служба страны, выполняют важные функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области государственной экономики. На эту службу возложены организация таможенного и валютного контроля, издание нормативных актов по таможенным вопросам. Данные вопросы для развития туризма являются немаловажными.

Существенную роль в регулировании турбизнеса играют Министерство финансов и Центральный банк РФ, которые определяют порядок финансирования и кредитования туристской деятельности, осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, издают нормативные документы по этим вопросам.

Основными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются:

Защита прав потребителей туристских услуг;

Создание правовых условий для эффективного функционирования туристского рынка, в том числе для привлечения инвестиций в строительство и реконструкцию объектов туристского показа, гостиниц, а также инфраструктуры, необходимой для развития туризма;

Поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туризма; создание конкурентоспособной среды, не допускающей развития монополизма;

Продвижение российского туризма на международном рынке;

Сохранение и защита памятников культуры;

Сохранение культурной самобытности народов России;

Устойчивое развитие туризма.

Депутат Госдумы заявил, что готов инициировать соответствующий законопроект

Депутат от фракции ЛДПР Роман Худяков 26 января в своем интервью телеканалу «Мир24» высказал идею о необходимости создания в России министерства туризма. Несмотря на то что он говорил об этом в сослагательном наклонении - «мы можем быть одними из инициаторов разработки данного законопроекта», тема вызвала большой резонанс в СМИ, причем о законопроекте по созданию нового органа власти заговорили как о чем-то уже реальном, если не сказать – неизбежном.

Сама по себе тема не нова: участники рынка периодически высказываются за создание обособленного Министерства туризма. Как правило, это происходит при очередных перестановках в структурах власти, а в последний раз об этом заговорили в момент передачи Ростуризма в подчинение Минкульта. Сейчас тема стала актуальна на фоне как всего происходящего на рынке, так и законотворческих процессов, протекающих во властных структурах.

Стоит отметить, что Роман Худяков заговорил о создании министерства исключительно в контексте развития внутреннего туризма: «Министерство обеспечит специфический подход к туристическому направлению. Скажу честно: нужно отдельное структурное подразделение, которое бы непосредственно занималось именно нашими курортами», заявил депутат.

Сейчас внутренний туризм действительно находится в тренде спроса – на него переключаются многие туроператоры и агенты. Однако насколько рынку действительно нужно Министерство туризма? Мнение экспертов на этот счет не однозначное: с одной стороны, оно ничего глобально не изменит, но с другой – это вопрос может быть экономически обоснованным.

Георгий Мохов , заместитель министра культуры Московской области:

«На сегодняшний день и так есть министерство, в ведении которого находятся вопросы туризма – все, что нужно, уже создано и достаточно стройно организовано. Конечно, если структуры вывести в отдельное министерство, то статус туристической отрасли заметно вырастет, хотя, по сути, от этого ничего не изменится в плане работы.

Но если еще в 2013 году я был против выделения отдельного министерства туризма, то сейчас я скорее поддерживаю эту идею ввиду того, как сильно изменились экономические условия, в которых существует туристическая отрасль. Возможно, создание отдельного министерства стало бы серьезным шагом к изменению отношения государственной машины к туризму как к самостоятельной экономической сфере».

Илья Уманский , генеральный директор туроператора «Алеан»:

«Сейчас модно поднимать тему внутреннего туризма, хотя в действительности справедливее было бы говорить о развитии и въездного, и выездного туризма. Желание получить свое министерство связано с тем, что отрасль постоянно передавали от одной структуры к другой, и потому все, конечно же, хотят определенности и стабильности. Но, по большему счету, не так важно то, какой организации подконтрольна отрасль, сколько то, кто именно стоит у руля. Если это человек, который понимает специфику рынка, может лоббировать его интересы и знает, что и для кого он делает, то неважно, является ли он министром туризма или руководителем федерального агентства».

А что думаете вы? Примите участие в опросе.

  1. Развитие туризма в Ленинградской области

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    ... , «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего и... органов государственной власти всех уровней: 1. Организовать работу по совершенствованию туристского законодательства РФ и субъектов ...

  2. Особенности формирования туристского рынка Свердловской области

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта РФ рекомендованы Федеральным Агентством по... , объектов паломнического туризма. Отсутствие органов управления туристской деятельностью на уровне подавляющего большинства муниципальных...

  3. Правовое обеспечение туристской деятельности (2)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    К нецивилизованному развитию туристского рынка. Государство должно содействовать развитию туристской деятельности и создавать... с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско -рекреационной деятельности в порядке...

  4. Государственное регулирование туристской деятельности (1)

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Установленном законодательством РФ . Координацию туристской деятельности в РФ осуществляет федеральный орган исполнительной власти... развития туристской индустрии. Хотя во многих программах продекларировано, что для развития туризма и эффективного управления ...

  5. Правовое обеспечение туристской деятельности (3)

    Контрольная работа >> Физкультура и спорт

    Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех... региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации» от... 10 Закона об основах туристской деятельности в РФ : Каждая из сторон...

Во многих странах, являющихся популярных среди туристов, на ложится большая ответственность.

Именно министерство осуществляет контроль деятельности всех фирм, так или иначе связанных с организацией туризма, и обеспечивает данную отрасль законодательной базой. В России эти функции выполняет Министерство спорта, туризма и молодежной политики. К его полномочиям можно отнести: внесение проектов федеральных законов в Правительство РФ, принятие решений, необходимых для развития различных видов спорта в стране, координирует процесс реализации проектов, связанных с развитием туризма в стране.

Кроме того, именно Министерство занимается распределением средств, направленных на развитие туристического сектора экономики, между регионами. В процессе распределения средств учитываются интересы не конкретных фирм, а регионов в целом. Кроме того важной задачей Министерства является контроль деятельности организаций, которые ведут свою деятельность в сфере туризма.

Всю деятельность Министерства туризма можно разделить на две сферы: внутреннюю и внешнюю. К внутренней деятельности в первую очередь относится регулирование и контроль деятельности туристических фирм и других компаний, связанных с туристическим потоком в страну. Особенно это актуально для тех стран, где доходы от туристов составляют значительную часть бюджета. Для этих стран крайне важно создать благоприятные условия для гостей, в частности максимально упростить процесс сбора документов, необходимых для въезда в страну, улучшить качество международных пассажирских перевозок, а также обеспечить приезжих инфраструктурой.

Для многих туристов наличие гостиниц определенного класса является более важным фактором, нежели природные красоты или исторические достопримечательности. Кроме того необходимо создание хорошей репутации, которая привлекала бы большое число туристов со всего мира. К внешней деятельности можно отнести заключение разного рода договоров, которые позволяют увеличить активность туристов за счет упрощения процедур, связанных с оформлением необходимых документов.

Министерство туризма играет роль своеобразного регулятора, стимулируя или, наоборот, замедляя рост туристического потока в страну. Разумеется, невозможно привлечь туристов в страну, где не создано элементарных условий для приезжих. Именно поэтому туристическая сфера напрямую связана со строительной и транспортной отраслями. Только полноценное развитие во всех направлениях может позволить значительно повысить число иностранцев, желающих посетить определенную страну. Однако важно отметить, что туристами не обязательно являются иностранцы.

Во многих странах активно развивается внутренний туризм, предполагающий отдых в собственной стране, а не за рубежом. Многие вполне справедливо считают, что если в их страну едут отдыхать люди со всего мира, то нет смысла на время отпуска куда-то уезжать. Подобный подход позволяет не только сохранить время и деньги, но и лучше узнать собственную страну. Нередко в европейских странах министерство туризма занимается развитием именно этого вида туризма. Для государства выгода в данном случае очевидна: деньги тратятся внутри страны, пополняя местный бюджет. Нередко даже строятся гостиницы, направленные на привлечение местных туристов. Таким образом, туристический бизнес продолжает развиваться, а государственные органы, так или иначе связанные с туризмом, приобретают все большее значение.

tctnanotec.ru - Портал о дизайне и ремонте ванной комнаты