Методологические и гносеологические идеи в философии Нового времени: Ф. Бекон, Р. Декарт. Бэкон и Декарт: две концепции научного метода Каковы общие черты философии бэкона и декарта

Философия Нового времени - эпоха самостоятельности разума, его освобождения от авторитетов прошлого. Во многом это освобождение было обусловлено расколом западноевропейского христианства в XVI в., создавшим «нейтральную» территорию чистой рациональности, которую стали осваивать лучшие умы. Стремление к самостоятельности было и в эпоху Ренессанса, но философы того времени все же оглядывались на античные источники. Новоевропейские же мыслители уповают на собственное мышление, усиленное эмпирическим познанием природы. Но освобожденный разум нуждался во внутренней дисциплине. Иначе он не мог бы стать эффективным инструментом для добывания истин, преобразующих среду человеческого существования и превращающих мир в комфортное место обитания разумных существ. Не случайно на первый план философских исследований в Новое время вышла проблема метода. Но вскоре выяснилось, что однозначные методологические рецепты выработать не удастся. Одни философы считали, что разум может открывать новое и без участия опыта, другие полагали, что сам по себе, без помощи чувств, он не может справиться с этой задачей. Расхождения по этому вопросу привели к возникновению рационалистической и эмпиристской линий. Первая идет от Декарта, вторая - от Бэкона. Но этих мыслителей объединяет стремление сделать человека центром и конечной целью своих изысканий. Новоевропейская философия была философией субъекта. Культ человеческой субъективности постепенно становился общим достоянием, и эпоха Просвещения узаконила эту тенденцию в культурном пространстве Европы.

ФРЕНСИС БЭКОН (1561–1626) - родоначальник традиции эмпиризма в Англии- главное внимание обращает на изучение природы, на выработку нового взгляда на науку и ее классификацию, цели и методы исследования. Для этого прежде всего нужно выявить причины, задерживающие умственный прогресс. К ним Бэкон относит разного рода «идолов», «призраков», т.е. предрассудки, которым подвержен человеческий ум. К ним принадлежат: присущая всем людям ограниченность ума и органов чувств («идолы рода »), индивидуальные недостатки людей («идолы пещеры »), влияние особенностей социальной жизни на человека («идолы площади »), склонность к вере в авторитеты («идолы театра »).

Бэкон критикует средневековую схоластику, говоря, что нельзя построить науку на таких понятиях, как субстанция, скрытое качество и т.п. Реально существуют лишь отдельные предметы и их отношения. Поэтому в основу научного познания должно быть положено изучение отдельных объективно существующих вещей на основе целенаправленного, организованного опыта, на базе чувственных данных. Затем нужно использовать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в природу исследуемых явлений. Таким методом является ИНДУКЦИЯ . Бэкон свое понимание индуктивного метода демонстрирует на примере отыскания природы, «формы» теплоты. Когда собраны и анализируются конкретные факты присутствия и отсутствия теплоты, ее различные степени у вещей, тона основе этого делается обобщающий вывод о том, что «формой» теплоты является движение.

Свою задачу Бэкон видел в том, чтобы превратить процесс научного познания в практическое занятие, совершающееся при опоре на человеческие способности: разум, воображение и чувства. Для этого, с его точки зрения, необходимо в первую очередь установить правильное соотношение и связь между человеческими способностями и предоставить каждой из них соответствующие приемы и способы действий. Только сам человек может и должен превратить свой разум и свои познавательные способности в действенное орудие, направить их к высокой цели познания природы. Однако прежде чем двигаться вперед в деле науки, нужно поработать над самим инструментарием познания. Ход человеческого познания следует изменить и усовершенствовать, а для этого предстоит научиться по-новому управлять разумом. Идея Бэкона заключается в том, чтобы «вся работа разума была начата сызнова и чтобы ум уже с самого начала никоим образом не был предоставлен самому себе, но чтобы он был постоянно управляем и дело совершалось как бы механически». Успех в деле познания заключается не в природном таланте или собственном уме ученого, как подчеркивает Бэкон, действие с помощью инструмента больше зависит от самого инструмента, чем от умелости руки; «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы».

С положительной стороны суть бэконовского эмпиризма в том, что работа разума должна опираться на чувственный материал, разум должен следовать природе самих вещей и не пытаться действовать самостоятельно, в отрыве от них. Для правильной работы разума необходима новая логика, логика, которая была бы сосредоточена на применении разума к творениям природы. В отличие от формальной логики, которая имеет дело с абстракциями и пытается таким образом проникнуть в суть вещей, «эта наука исходит не только из природы ума, но и из природы вещей» и как следствие она по необходимости «везде будет сопровождаться и освещаться наблюдениями природы и опытами».

Учение об идолах . Наряду с естественными орудиями познания - разумом и чувствами, существуют также естественные трудности, мешающие человеку встать на путь строгого научного познания. Эти враждебные науке силы, или идолы, как их называет Бэкон, по большей части являются врожденными особенностями человеческой природы, и избавиться полностью от них невозможно, однако бороться с ними каждому ученому необходимо. Всего Бэкон выделяет четыре вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и идолы театра. Особо опасен «идол рода», подталкивающий человека к тому, чтобы собственную природу отождествлять с природой вещей, в современной науке это называется антропоморфизмом . Каждый человек склонен в первую очередь доверять своим собственным чувствам. С позиции ученого за этим предубеждением скрывается естественная ограниченность наших чувств. Тем не менее наши чувства, хотя и достаточно часто ошибаются, могут, как уверен Бэкон, помогая друг другу и используя приборы, инструменты, давать достоверные знания. Заимствуя образ у Платона, Бэкон разоблачает опасность для науки также ИДОЛА ПЕЩЕРЫ, за которым стоят индивидуальные склонности и предпочтения человека, отражающие его уникальный жизненный опыт: очень часто человек склонен думать так или иначе в силу личных обстоятельств жизни, особенностей воспитания, сложившихся привычек, каких-то случайных личных привязанностей, не имеющих отношения к науке, или под влиянием вообще подвижности и переменчивости личного характера. ИДОЛ РЫНКА или площади, утверждает: «Это истинно, потому что так все говорят», - такая установка ведет к некритическому использованию обыденных представлений, включению в науку обыденного словоупотребления. Следующее препятствие, которое сопровождает научное познание - это авторитет унаследованных от прошлого и признанных большинством теорий. Таков ИДОЛ ТЕАТРА , поскольку философские теории или некритически принятые аксиомы и догмы создают свой вымышленный мир, подобно спектаклю на сцене, и таких представлений ученые способны разыгрывать очень много.

Новая логика и индукция . Путь рассуждений разума должен начинаться от точно установленных фактов природы. Поэтому познание следует начинать с естественной и опытной истории, собирающей материал опытов и наблюдений, упорядочивающей его в виде специальных таблиц-перечней, и затем применять истинную и законную индукцию. Бэкон противопоставляет дедукции как главному приему аристотелевской логики индукцию, но не простую, через перечисление, а научную. Движение от отдельных фактов к общим аксиомам должно совершаться постепенно и последовательно путем восхождения от опытов к аксиомам все большей общности и обратно - от «светоносных» опытов, дающих общее знание, к опытам «плодоносным», дающим практические результаты.

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596–1650) в отличие от Бэкона разрабатывает так называемую рационалистическую методологию. Декарт возражает против преувеличенных оценок роли чувственного опыта в познании: ведь сущность вещей мы познаем иным путем. Путь к истине начинается с интуитивно ясных, простых понятий и идет ко все более сложным. Интуиция и ДЕДУКЦИЯ - основные компоненты метода Декарта. При этом у Декарта сближаются интуиция и врожденные идеи, которые не зависят от чувственности.

К врожденным идеям Декарт относит идеи Богa, субстанции, движения, аксиомы типа «две величины, равные третьей, равны между собой» и т.д. В дополнение к этому Декарт вводит принцип радикального сомнения по отношению к человеческому познанию, что должно исключить возможность поспешных суждений. Систематическое изложение философии должно начаться с некоторого интуитивно ясного представления. Таковым является - cogito («я мыслю»). В этом каждый уверен. Даже если в этом усомниться, то само сомнение - акт мышления. От факта мышления мы приходим к выводу cogito, ergo sum («мыслю, следовательно, существую»). Следующий шаг - у нас есть представления о вещах вне нас. Но достоверны ли они? Может быть, это иллюзия? Здесь Декарт апеллирует к Богу, который не способен на обман, он - гарант истинности нашего познания. Затем Декарт выстраивает дуалистическую систему, в которой разделяет две качественно различные субстанции - природу, с ее каузальностью, и людей, обладающих свободой воли. Для первой субстанции характерна протяженность, для второй - мышление.

Рене Декарт - основатель рационализма как особого направления в философии Нового времени, один из крупнейших математиков и физиков своей эпохи.

Учение о методе. Декарт был убежден в единстве научного знания. «Все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от других... ведь все они связаны между собой и друг от друга зависимы». Объекты познания можно расположить в определенной последовательности, соответствующей порядку их правильного изучения. Математика выступает для Декарта образцом, которому должны следовать остальные дисциплины. Согласно Декарту, мир вполне познаваем для человеческого разума - конечно, при условии, что люди пользуются правильным методом исследования. Поскольку все научные истины взаимосвязаны, особое значение принадлежит «первым началам» человеческого познания, которые составляют предмет изучения отдельной дисциплины - метафизики («первой философии»). Прежняя метафизика, по Декарту, не была действительной наукой. Доказательством этому, на его взгляд, могут служить бесконечные споры в среде философов. Все положения существующей метафизики - сомнительны, ибо не обладают той достоверностью, которая убеждала бы всех философов. Различные суждения мыслителей об одних и тех же предметах говорят о том, что большинство, а то и все спорящие стороны, были не правы (ведь истинным мнением может быть только одно). Особенно резко французский мыслитель критикует господствующую «школьную философию» - схоластический аристотелизм. По его мнению, ложность философии Аристотеля следует уже из того, что на протяжении многих столетий ее преподавания она топталась на месте, не продвигая вперед человеческое познание. Новая философия, по Декарту, должна принести человеку власть над природой (в этом вопросе он вполне согласен с Бэконом).

Итак, истинный метод позволит адекватно познавать природу, а также приобрести власть над ней. Метод Декарта - рационалистический. Сущность вещей может быть постигнута разумом, но не чувствами. Обосновывая данный тезис, Декарт приводит пример с воском. Воск - один из тех материальных объектов, которые довольно отчетливо, как нам кажется, воспринимаются чувствами. Будучи извлечен из пчелиных сот, кусок воска представляется холодным, белым, имеющим четкие очертания, обладающим запахом меда. Однако достаточно только поднести этот воск к огню и все перечисленные свойства исчезают, - он делается жидким, горячим, теряет свой цвет и запах меда, лишается прежних очертаний. Разумеется, нагревание не уничтожает сущность вещи: воск остается воском. Но если все его чувственно - воспринимаемые качества изменились, это означает, что его сущность связана не с ними и, следовательно, человеческим чувствам она недоступна. Сущность воска, как и любого материального объекта, заключается в протяженности, и говорит об этом только наш разум.

Ясное познание разума всегда дает более надежную информацию, чем чувства; так, например, люди хорошо видят солнце, но лишь благодаря разуму они знают, что его размеры значительно больше тех, которые подсказываются чувственным восприятием.

Декарт выделяет 2 «действия разума », с помощью которых достигается истинное познание вещей. Эти действия - интуиция и дедукция. «Под ИНТУИЦИЕЙ я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем». Таким образом, речь идет об интеллектуальной интуиции , которая характеризуется простотой и самоочевидностью. ДЕДУКЦИЯ состоит в «искусном выведении знаний. Дедукция, по Декарту, отличается от интуиции в двух отношениях. Во-первых , дедукция предполагает определенную последовательность, движение понятий, что никогда не свойственно интуиции. Во-вторых, дедукции не требуется непосредственная очевидность, без которой невозможна интуиция. Цепь дедуктивных рассуждений может «заимствовать» очевидность у памяти, которая легко подтвердит достоверность результатов применительно к каждому отдельному звену этой цепи. Правильно построенная дедукция никогда не дает ошибочных выводов. Кроме того, при решении любой научной проблемы всегда есть лишь один кратчайший и наиболее эффективный способ построения дедукции. Исходные принципы человеческого знания могут быть постигнуты путем интуиции, наиболее отдаленные их следствия - только путем дедукции.

Взамен многочисленных правил схоластической логики он предлагает установить небольшое количество истинных, действительно полезных принципов метода. Определяя метод как совокупность достоверных правил, позволяющих устанавливать истину и расширять научное познание, Декарт выдвигает 4 правила метода : 1) считать истинным только очевидное, т.е. ясно и отчетливо воспринимаемое человеческим разумом; 2) делить вызывающую трудность теоретическую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее решения; 3) придерживаться строгого порядка исследования, двигаясь от простых предметов к познанию сложных; 4) составлять общие обзоры и полные перечни - для исключения пропусков в ходе исследования того или иного вопроса (а также для придания полноты всей науке). Согласно Декарту, истинный метод объясняет, как правильно пользоваться интуицией ума, не допуская заблуждений (первое правило), а также и то, как правильно выстраивать дедуктивные выводы.

Предмет философии определяет достаточно широко : «вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Метафизика - фундамент: то обстоятельство, что она длительное время не могла стать наукой, препятствовало плодотворному развитию других дисциплин.

Важно отметить, что Декарт вовсе не отрицал необходимости использовать в процессе научного познания чувственный опыт. Конечно, с его точки зрения, сущность вещей раскрывается только разуму, однако опыт для философии также имеет большое значение.

Эту задачу решает Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Он показывает, что старое мировоззрение базируется на предрассудках и идолах; выделил 4 группы: рода, пещеры, рынка, театра.

    Человеческий род: врожденные – их преодолеть труднее всего, почти невозможно; они вызываются несовершенством устройства человека. Поэтому собственные свойства человек переносит на мир неосознанно.

    Идолы пещеры: вызывается индивидуальными особенностями человека, у каждого свой жизненный опыт: воспитание, образование, привычки и т.д.; поэтому он смотрит на мир как бы из глубины своей пещеры (например, полицейский, 40 лет работающий).

    Идолы рынка: их создает язык (речь). Слова многозначны, часто неправильно используются людьми. Следовательно, бесконечно можно спорить и не придти к истине.

    Идолы театра: слепая вера в научный авторитет. В науке могут долго сохраняться ошибки, если это выразил авторитет, одна порождает другую, получается «сплошной обман», как в театре. Цель философии – науки – благополучие человека, достижение власти над природой.

Лозунг Бэкона: «Знания – сила». Но знания надо добыть, а для этого необходим метод, гарантирующий истину – индукция – метод исследования, в котором гарантирована истина, как обобщение фактов.

Индукция – основной метод эмпиризма – такого направления в философии и науке, в котором чувственный опыт считается основным источником знаний.

Общий девиз: «Нет ничего в разуме, чего не было в чувствах».

Джон Локк (1632-1704) продолжил линию Бэкона, в опыте выделяет первичные и вторичные качества.

Первичные: восприятие свойств типа притяжения, формы, твердости: они объективны и достаточно прочно воспринимаются нами.

Вторичные: вкус, запах, цвет, тепло и т.д.; они субъективны. Знания получаются при обработке опыта разумом.

Но как гарантировать истинность познания, если в опыте существует субъективное восприятие?

Джордж Беркли (1685-1753) – «деление качеств на первичные и вторичные – опыт об этом не говорит». Иначе получается два мира: как есть и как кажется. Но есть только то, что воспринимается, и это называется реальность. Но мне даны только мои восприятия, откуда я знаю, что они согласуются с восприятиями других людей.

Выход: одинаковые восприятия разных людей обеспечиваются Богом. Но Бог не воспринимается.

Давид Юм (1711-1776)

Выводы: есть две формы знания.

    Материалистическая – дает точное знание, но описывает нереальность отношений между полями.

    Опытное знание – описывает мир, но не является необходимым.

Необходимостью мы называем привычки, здравый смысл, убеждения.

Итоговый вывод эмпиризма: необходимое истинное знание невозможно.

Рене Декарт

Классическое обоснование философии Нового времени дает Рене Декарт (1596-1650). «Как достичь истинных знаний». Наука предполагает закон, наука изучает мир, а мир действует на нас стихийно. Как из стихии извлечь закон? Надо отыскать необходимый критерий. Декарт идет по пути сомнения и устанавливает, что сомневаться можно во всем. Сомнение есть акт мысли и если я сомневаюсь, значит, мыслю, а если мыслю, то я существую. То есть за любым актом сомнения стоит мысль, и это несомненно.

Поэтому состояние сознания выражено словами cogitoergosum («я мыслю, следовательно, существую») является исходным, достоверным, ни на чем не основанным и его нельзя опровергнуть.

Поэтому критерий истины – глубоко пережитое состояние «я мыслю», только изнутри которого можно истину отличать от заблуждения.

Причина мышления – само мышление, т.е. оно является субстанцией – то, что существует в силу своей необходимости, не зависит ни от чего другого.

Весь мир не сводится к мышлению и если условно из мира выделить мышление, то останется материя (лишена мышления).

Значит, в мире существуют две субстанции – мышление и материя. Поэтому познание – процесс изучения самого себя (философия), во-вторых, изучение мышлением материи (наука).

Главный признак материи – она имеет протяженность в пространстве. Поэтому то, что изучает наука, должно быть представлено как пространственно выраженное явление, имеющее только физическое существование и ничего сверх этого.

Ученый должен быть уверен, что возникающие в сознании образы не иллюзорны, но соответствуют тому, что есть вне сознания.

Ученый должен контролировать образы повторять его, вызывать ожидаемое следствие. Для этого надо допустить, что наблюдаемый (изучаемый) предмет лишен внутреннего мира (души) и полностью развернут в пространстве. Если у дерева есть душа, то оно без ветра может двигать ветками, причем всегда по-разному. О таком объекте нельзя построить научную теорию.

Поэтому наука отвергает то, что ей не подвластно, и изучает «физические предметы».

Эту процедуру отрицания сверхфизической реальности люди не осознают и со временем привыкают к тому, чтобы научные взгляды на мир считать естественным и единственно правильным. Но наука – историческое явление, при изменении исторических условий должна изменяться.

У Декарта решающую роль в познании играет разум (мышление) человека. Он и его последователи основали рационализм – такое направление философии и науки, которое основным источником знаний считает разум.

В разуме нет ничего, чего не было в чувствах, кроме самого разума.

Основной метод исследования – дедукция, суть которой в движении мысли от общих понятий, истинность которых очевидна или доказана частным выводом.

Резко отделил материю от мышления, Декарт обострил проблему тела и души человека.

Спиноза Бенедикт (1632-1677). Материя и мышление не две субстанции, а два атрибута (существенное необходимое свойство) одной субстанции – Бога или Природы. Они взаимодействуют потому, что выражают одно и то же, только разными способами.

Тогда в итоге получается, что Бог познает сам себя и роль человека при этом второстепенна и неясно, почему люди отличаются друг от друга.

Лейбниц (1646-1716). Самая развитая наука была механика. Поэтому мир лишь кажется механическим, но в нем скрыто духовное начало.

Любую вещь мы можем мысленно делить до тех пор, пока не дойдем до ее предела, ее центра силы. Чтобы существовать, нужна сила.

Эти центры сил – манады. Из них состоит весь мир. Они обладают сознанием, но разной степени.

Манады не взаимодействуют (они субстанции), но они подвижны и активны. Их движение согласовано Богом и они находятся в гармонии. Поэтому наш мир лучший из всех миров.

Возникает вопрос: в чем смысл истории? А наше познание исторично? Откуда в мире зло?

В итоге истинное знание возможно только в рамках разума. При попытке учесть опыт, критерий истинности теряется.

Вся философия и наука Нового времени прошли под знаком соперничества рационализма и эмпиризма.

Философия Эпохи Просвещения (18 в.)

В Европе, особенно во Франции, формируется философско-политическое движение, называемое Просвещением.

Его исторический смысл – это эпоха взросления, т.е. такой этап в процессе становления современного человека, когда он может самостоятельно и ответственно определять свою жизнь. Раньше его по жизни кто-то вел (Бог, жрец, вождь, традиции).

Теперь человек должен стать один на один с миром и опираться только на свой разум.

Чтобы помочь человеку стать самостоятельным, его надо просветить, дать истинное знание.

Просветители издали 35 томов «Энциклопедии», в которых были все знания человечества.

Английские: Локк, Буббс.

Французские: Вольтер, Руссо, Дидро, Д’Аламбер.

Немецкие: Лессинг, Гердер.

Просветители резко критиковали религию и церковь, потому что религия и церковь противоречат их установке на всевластие разума, навязывая нормы, запреты, ценности, которые не вытекают из внутренней сущности разума. Поэтому не позволяют человеку взрослеть, становиться самостоятельным.

Часть из просветителей проповедовала атеизм (материалисты), часть – деизм (воззрение, согласно которому Бог создал мир, но не вмешивается в его процессы).

Эпоха Просвещения – источник современных понятий государства, прав человека.

Человек уже фактом своего рождения имеет право на жизнь, свободу.

Людям изначально присущи эгоизм, потребность самосохранения, интересы.

Поэтому человеческое сообщество саморазрушительно. Это неизбежно ведет к войне всех против всех.

Для нейтрализации разрушительных тенденций необходимо государство – это как бы общественный договор между людьми о соблюдении установленных ими же правил общежития.

В государстве господствует закон, которому подчиняются все без исключения. Верховенство закона обеспечивается разделение власти на судебную, законодательную и исполнительную (автор – Монтескье).

Суверенным (высшим) носителем власти является народ (автор – Руссо)

- 31.17 Кб

Сравнительный анализ учения Бэкона и Декарта об ощущениях. Сходства и различия.

Выполнила:

Магистр 2 года обучения

ф-та философии и культурологии

кафедры истории философии

  1. Введение………………………………………………………… ………3
  1. Учение Ф. Бэкона об ощущениях…………………………….....4
  1. Учение Р. Декарта об ощущениях………………………………7
  1. Сходства и различие гносеологии Ф. Бэкона и Р. Декарта в учении об ощущениях…………………………………………….... ...............9
  1. Список используемой литературы……………………………...10

Введение

XVII век открывает новый период в развитии философии, именуемой философией Нового времени. В эту эпоху возникает совершенно иной тип культуры и общества, поставивший в центр своих интересов человека и окружающий мир. Наступившее после Возрождения Новое время продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуального мира личности определило духовный облик эпохи, найдя выражение в философских системах английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона и французского ученого и философа Рене Декарта. Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методологическая проблематика. Если к Бекону восходит традиция европейского эмпиризма, апеллирующая к опыту, то Декарт стоит у истоков рационалистической традиции нового времени.

Рассмотрим по отдельности эти направления.

Учение Ф. Бэкона об ощущениях (чувствах)

Фрэнсис Бэкон - представитель и родоначальник философии Нового времени, основоположник эмпиризма. Анализируя прежнюю науку, Бэкон критикует ее, говоря, что процесс познания раньше совершался стихийно, самопроизвольно, и никак не контролировался. Причиной этому было то, что люди до сих пор не знали, как на самом деле действуют их познавательные способности. По мнению философа необходимо поставить под контроль процесс познания и вооружить науку новым орудием - методом или органоном.

Процесс познания, по Бэкону, осуществляется в два этапа:

  1. Начинается он со свидетельства наших чувств (органов ощущений). До и без свидетельства чувств связь с природой невозможна, а поэтому без чувств, по Бэкону невозможно никакое познание
  2. Разум. Он выносит суждения о данных чувств и устанавливает "аксиомы" о вещах и их "формах".

Несмотря на то, что чувства, по мнению Бэкона, являются первоначальным этапом познания, они обладают двумя важными недостатками: Первое это то, что они многое не замечают в явлениях природы. Многие вещи ускользают от ощущений, например, из-за слишком больших или малых размеров, скорости и т.п. Но этот недостаток может легко устранится при помощи различных вспомогательных инструментов. Второй недостаток, гораздо более существенный: чувства, утверждает Бэкон, в принципе, обманывают человека. Они передают вещи не по аналогии мира, т.е. не такими, какие они есть сами по себе, а по аналогии человека.

Вот что пишет мыслитель: «Недостаточность чувств двояка: они или отказывают нам в своей помощи, или обманывают нас. Что касается первого, т. е. множества вещей, которые ускользают от чувств, хотя бы и хорошо расположенных и нисколько не затрудненных, происходит либо вследствие тонкости тела, либо вследствие малости его частей, либо вследствие дальности расстояния, либо вследствие замедленности или быстроты движения, либо вследствие привычности предмета, либо по другим причинам. С другой стороны, и тогда, когда чувства охватывают предмет, их восприятия недостаточно надежны. Ибо свидетельство и осведомление чувств всегда покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира; и весьма ошибочно утверждение, что чувство есть мера вещей». (Бэкон Ф. Великое восстановление наук. // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. М., Мысль, 1971. Т.1. 76с.) Это явление Бэкон называет «великим обманом чувств». Избавить чувства от второго недостатка невозможно. Для компенсации и несостоятельности чувства и исправление его ошибок надо использовать правильно организованный и специально приспособленный для того или иного исследования опыт или эксперимент. Смысл подобных «опытов» состоит в том, что в ходе их проведения один предмет природы сталкивается с другим предметом природы. Человеком фиксируется лишь результат. Если в простом созерцании осуществляется диалог человека и природы. То в специально придуманных опытах можно сказать осуществляется «монолог» самой природы. Успех или неуспех такого «опыта» сугубо практическое дело. Поэтому «опыты» как инструмент познания, считает Бэкон, не только устраняют «обман чувств», но и точно соответствуют главному назначению науки - приносить пользу для практики, подчинять природу интересам человека. « И вот, чтобы помочь этому, мы, в своем усердном и верном служении, отовсюду изыскиваем и собираем пособия для чувств, чтобы его несостоятельности дать замену, его уклонениям - исправления. И замышляем мы достигнуть этого при помощи не столько орудий, сколько опытов. Ведь тонкость опытов намного превосходит тонкость самих чувств…» (Великое восстановление наук. // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. М., Мысль, 1971. Т.1. с 77) «Таким образом, непосредственному восприятию чувств самому по себе мы не придаем много значения, но приводим дело к тому, чтобы чувства судили только об опыте, а опыт о самом предмете,… Поэтому мы полагаем, что предстаем бережными покровителями чувств (от которых нужно всего искать в исследовании природы, если только мы не хотим безумствовать), а не малоопытными истолкователями их вещаний, так что выходит, что иные лишь неким исповеданием, а мы самим делом чтим и охраняем чувства» (там же) Как таковым ощущениям и чувствам Бекон значения не придает, но тем самым их и бережет. Он не доверяет чувствам как источнику истинного знания, т.к. они всегда обманывают, но в то же время без них невозможно познать природу. (Это гносеологический парадокс, что познание начинается с заблуждения) Но при использовании метода применения к предметам специальных опытов, чувства оказываются подчиненными разуму. Т.к. опыт должен быть, прежде всего «светоносным», а не «плодоносным», содействовать "открытию причин и аксиом" или всеобщего и необходимого, а не сиюминутной полезности. (Бэкон Ф. Новый Органон. // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. М., Мысль,1972. Т.2 с 61.)

«Истинный же метод опыта сначала зажигает свет, потом указывает светом дорогу: он начинает с упорядоченного и систематического опыта, отнюдь не превратного и отклоняющегося в сторону, и выводит из него аксиомы, а из построенных аксиом - новые опыты; ведь и божественное слово не действовало на массу вещей без распорядка!» (там же 46)

Этим открытием Френсис Бэкон заложил основы новой гносеологии и эмпиризма, который опирается не только на чувственное восприятие, но и опыт, основанный на эксперименте.

Учение Р. Декарта об ощущениях

Декарт, как основоположник линии рационализма в истории новой философии, в своем учении отвергает роль чувственного опыта как источника знания и критерия истины. Он первым в истории философии различает ум, чувства и воображение и утверждает, что именно с разума начинается познание. Но получению истинного знания мешает наличие в уме различных предрассудков и заблуждений, источником которых являются наши ощущения. В «Первоначалах философии» Декарт пишет, что «Так как мы появляемся на свет младенцами и выносим различные суждения о чувственных вещах прежде, чем полностью овладеваем своим разумом, нас отвлекает от истинного познания множество предрассудков» (С.314, Т.1). Поэтому необходимо «Усомниться во всех тех вещах, в отношении достоверности которых мы питаем хотя бы малейшее подозрение» (С.314, Т.1). Прежде всего, необходимо усомниться в чувственных вещах: «Во-первых, потому, что мы замечаем, что чувства иногда заблуждаются, а благоразумие требует никогда не доверять слишком тому, что хоть однажды нас обмануло; (С.315, Т.1). Чувства по Декарту не раскрывают истинной природы вещей, и если это и происходит, то случайно и редко, поэтому: «Рассуждая, таким образом, мы без труда отбросим все предвзятые суждения, основанные на одних наших чувствах, и станем прибегать только к рассудку, потому что в нем одном естественно заложены первичные понятия, или идеи, представляющие собой как бы зародыши постижимых для нас истин». (С. 350, там же)

Описывая механизм получения ощущений, Декарт говорит, что человек получает информацию от нервов: «с которым наша душа тесно связана и соединена, и внушают ей различные мысли в зависимости от различия самих движений. И эти-то различные мысли нашей души, вытекающие непосредственно из движений, возбуждаемых через посредство нервов в нашем мозгу, собственно, и именуются ощущениями или, иначе, восприятиями наших чувств». (С.408, Т.1). Такие чувства как боль или цвет необходимо воспринимать как ощущения или мысли, то есть нельзя думать о них как существующих объективно. Определяя ощущения, Декарт формулирует положения о том, что ощущения являются знаками вещей, то есть они отличаются от самих вещей, подобно словам, которые отличаются от обозначаемых ими предметов.

Как и Бэкон, Декарт считает, что опытные науки необходимы, он пишет: «…вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех прочих окружающих нас тел, мы могли бы, использовать и эти силы во всех свойственных им применениях и стать, таким образом, как бы господами и владетелями природы». (С. В 2х томах, Т.1 с 286 1989 мысль) «Что касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем далее мы продвигаемся в знании» (С.287, Т.1 Рассуждение о методе) Декарт пишет, что для начала он выявил первопричину всего – это Бог, из этого он вывел существование Земли, воды, огня, воздуха и минералов. Но для того, чтобы перейти к более частным следствиям, необходимы опыты ибо: «могущество природы простирается так далеко, а начала мои так просты и общи, что мне не представляется никакого частного следствия, которое не могло бы быть выведено из начал несколькими различными способами» (С.288, Т.1).

Сходства и различие гносеологии Ф. Бэкона и Р. Декарта в учении об ощущениях

Обоснование роли опыта Р. Декартом роднит его с учением Ф. Бэкона, а именно на основании той мысли, что философское знание, должно быть не просто умозрительным, а должно становится практическим и приносить пользу человеку.

Конечно же, одним из моментов сходства, по поводу методов познания двух философов, на первый взгляд очевидно явное не доверие чувствам как истинному источнику знания. Подчеркивание их субъективной природы. Но все же у Бэкона без чувств не возможно познание. Чувства подспорье, опыт – эффективный метод, а разум же на основе этого выводит истину. Это еще одно сходство, Бэкон не меньше Декарта определяет роль разума. Но все же у Декарта истинным может служить, только то, что является, совершенно ясным и отчетливым в нашем уме. Способность, которая постигает эти отчетливые и ясные понятия, по Декарту называется интуицией. Для Декарта интуиция такой же источник познания, как для Бэкона чувства. То есть это первоначальная способность познания. Под интуицией он понимает "не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, а понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет абсолютно никакого сомнения в своей истинности". (Декарт. Избр. произв., М., 1950, с. 86)

Поэтому то, получается что различие между точками зрения философов не столь в степени доверия к ощущениям, сколь в разности позиций на роль источника истины, а точнее в самой их теории познания.

Чувства по Бэкону потому служат ему проводником к истине, т.к. для него это была единственная неопровержимая связующая способность между человеком и природой. Поэтому он искал способы их совершенствования.

Для Декарта же ощущения не входят в перечень обязательных способностей ведущих человека к истине. Существует разум с заранее имеющимися идеями и понятиями, мышление, поэтому может существовать и действовать независимо от ощущений. Это основное различие авторов.

Список используемой литературы:

  1. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. И., 1974.
  1. Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. – М.: 1978.
  1. Декарт Р. Рассуждение о методе…//Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1.-М.-1989.
  1. Декарт. Избр. произв., М., 1950.
  1. Липовой С.П. Курс лекций по истории новоевропейской филосо фии (17- первая половина 18 в.). – Ростов-на-Дону, ИРУ, 1996.

Описание работы

XVII век открывает новый период в развитии философии, именуемой философией Нового времени. В эту эпоху возникает совершенно иной тип культуры и общества, поставивший в центр своих интересов человека и окружающий мир. Наступившее после Возрождения Новое время продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуального мира личности определило духовный облик эпохи, найдя выражение в философских системах английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона и французского ученого и философа Рене Декарта. Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методологическая проблематика.

Для философии Нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.

Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм , по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

Сторонники эмпиризма, которым являлся Бэкон, утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Философию Бэкон считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Бэконовская классификация наук , представлявшая альтернативу аристотелевской, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными. В основу классификации Бекон положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому, главными науками по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, история - это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии - рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления).

Как натурфилософ Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью к ней не присоединялся. Он считал, что устранение заблуждений и предрассудков - отправная точка правильного философствования.

Бэкон считал необходимым создать правильный метод , с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. Высшая задача познания и всех наук , согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию. В этом он видит гарантию от недостатков не только в логике, но и во всем познании вообще.

Бэкон - один из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и понимания природы. Знание становится силой, если оно опирается на исследование явлений природы и руководствуется познанием ее законов. Предметом философии должна быть материя, а также различные и многообразные ее формы.

Бэкон подчёркивал значение естествознания, но стоял на точке зрения теории двойственности истины (тогда прогрессивной): теология имеет своим объектом Бога, наука - природу. Необходимо разграничивать сферы компетенции Бога: Бог - творец мира и человека, но только объект веры. Знание не зависит от веры. Философия основывается на знании и опыте.

Сторонники рационализма , которым являлся Декарт, считали, что основным источником достоверного знания является знание. Самый яркий представитель рационалистического направления - Рене Декарт - французский философ, математик, физик и физиолог. Самой совершенной наукой признавал математику и считал необходимым все остальные науки построить по её образцу. В соответствии с этим главную роль в познании истины он отводил не опыту, а теоретическому мышлению, разуму. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения.

Если философия Бэкона - предвестник нового, симпатизирует естествознанию, создает для него философское обоснование, то в философии Декарта уже закладываются общие основания новой теории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени научные результаты. Поэтому философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, соответствующий актуальному состоянию естествознания и определяющий направление его развития. Одновременно она вносит и изменения в развитие философского мышления, новую ориентацию в философии.

В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. Декарт связывал научное мышление с философскими принципами и стремился подвести под эту связь рациональную основу, пытаясь обосновать основные исходные установки философии. Если для Бэкона исходная достоверность состояла в том, чтобы опираться на чувственное познание, опыт, то Декарт как рационалист не удовлетворяется этим, так как понимает, что чувства могут обманывать человека и что на них опираться никак нельзя. Он также полагал, что нельзя доверяться авторитетам, так как возникает вопрос о том, откуда возникает достоверность авторитетов. Декарту необходимо такое основание, которое не вызывает никакого сомнения. Основные принципы логики и математики Декарт считал врождёнными людям и не имеющими опытного происхождения.

Наиболее выдающиеся из его философских трудов - это работы, посвященные, как и у Бэкона, методологической проблематике. Декарт считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную. Правила, которых он придерживается и которые считает важнейшими, имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Они означают, что нужно мыслить ясно и отчетливо, расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы, методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недосказанному, не допускать пропусков в логических звеньях исследования.

Первую и исходную определенность философии Декарт видит в определенности сознания - мышления. Требование к мышлению Декарт выражает словами: "во всем должно сомневаться" - это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает отвержение всех определений. Декартово сомнение и "отвержение всех определений" исходит не из невозможности существования этих определений. Принцип Декарта выдвигает сомнение не как цель, а как средство.

Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Он стремился построить научное знание в систематическом виде, оно должно было быть построено как единая система в то время как ранее оно было лишь собранием случайных истин. Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение "мыслю, следовательно, существую " ("cogito ergo sum"). Однако самосознание как принцип философии еще не обрело полной автономии - истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантировано у Декарта наличием Бога - существа всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума.

В силу всего вышесказанного, рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления. В целом же Декарт односторонне подчеркнул значение интеллектуального фактора методологии. Опытный фактор был сведен к роли практического индикатора, выявляющего эффективность фактора умственного, рационального. Чувственное познание необходимо в повседневной практической жизни. Для теории же много важнее знание интеллектуальное, прямо пропорциональное степени его математизированной достоверности.

Интеллектуальный дух эпохи Нового времени нашел наиболее яркое воплощение в философских системах англичанина Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и француза Рене Декарта (1596-1650). Суть мировоззрения Нового времени концентрировано выражена в афоризме Бэкона «Знание – сила». Знание, прежде всего – научное, философ признал наиболее эффективным источником положительных изменений человеческой жизни. Самой важной задачей философии Бэкон объявил создание нового метода научного познания. Он верил в то, что наука должна приносить людям реальную пользу, что она – не цель, а средство, призванное способствовать удовлетворению человеческих потребностей. Бэкон выступил основоположником индуктивного метода познания действительности. Важной частью гносеологического учения Бэкона является разработанная им типология заблуждений, идолов или призраков, мешающих человеку познавать действительность. Автор выделял четыре типа идолов, давая им образные названия. «Идолами рода» он полагал препятствия, обусловленные человеческой природой. Человек судит обо всем природном мире по аналогии с собственной природой. К «идолам пещеры», по утверждению Бэкона, относятся ошибки, возникающие вследствие субъективных представлений о действительности, присущих некоторым группам людей. «Идолы рынка» – это препятствия, связанные со случаями неправильного использования языка, когда значения слов формируются не на основе постижения сущности предмета, а под воздействием случайных впечатлений. «Идолами театра» именуются препятствия, возникающие от подчинения ума ошибочным воззрениям, которые завлекают человека подобно инстинкту театральных представлений.

Декарт – выдающийся философ, который стремился к максимальной ясности и дедуктивной строгости процесса научного познания. Стремясь доказать могущество разума, Декарт прибегает к критике ориентации чувственного познания на то, чтобы быть единственным критерием истинности знания. «Мыслю, следовательно, существую» - говорил Декарт. Основные правила, ведущие к познанию истины, Декарт формулирует в работе «Рассуждение о методе». Таких правил четыре. Во-первых, за истину следует принимать то, что самоочевидно, что воспринимается легко и отчетливо и не дает повода к сомнению. Во-вторых, каждую вещь необходимо делить на простые составляющие, доводя исследователя до самоочевидных вещей. В третьих, путь познания заключается в продвижении от простых элементарных вещей к более сложным. В-четвертых, необходима полнота перечисления, систематизации как познанного, так и непознанного, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Выстраивая рационалистическую методологию познания действительности, Декарт заявляет о целесообразности перехода от наиболее общих представлений философского характера к более частным положениям отдельных наук, и далее – к максимально конкретным знаниям.

Существенным вкладом в философию явилась метафизика Декарта, в основу которой была положена идея «субстанции». Будучи дуалистом, Декарт признавал существование двух самостоятельных субстанций – мыслящей и материальной. Обе они являются творениями Бога, который представляет собой высшую субстанцию, обладающую врожденными идеями.

Философское учение Декарта оказало существенное влияние на учение голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632-1677). Согласно Спинозе, существует единая субстанция, то есть Бог или природа. Отождествление Бога и природы Спинозой позволяет считать его пантеистом. Природа для него – причина самой себя, к тому же она не может познаваться ничем, кроме себя. Субстанции свойственно бесконечное множество атрибутов, выражающих ее высшую сущность. Если количество атрибутов субстанции бесконечно, то людям раскрываются только два из них: «мышление» и «протяженность». Из атрибутов проистекают модусы, представляющие собой различные состояния высшей субстанции. Спиноза заявляет о том, что свобода человека есть осознанная необходимость.

Немецкий мыслитель, философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) в противовес учению Спинозы разработал концепцию множественности субстанций. Субстанции у Лейбница – это духовные сущности, названные монадами. Монады представляют собой «элементы всех вещей». Познание природы монад тождественно познанию всего сущего в мире. Монады абсолютно неделимы, но обладают при этом богатым и многообразным содержанием. Человеческий разум, подобно монадам, тоже един, однако, при всем богатстве своего содержания, не может быть разделен на части. Монады представляют собой всю Вселенную, при этом для каждой из них характерны разные уровни различения восприятий и разные углы рассмотрения. Монады находятся вне причинно-следственных связей. Их взаимоотношение, предопределенное Богом, представляет собой гармонию, синхронное взаимодействие.

tctnanotec.ru - Портал о дизайне и ремонте ванной комнаты