Логопедия. Логопед - все о врачебной специальности Заболевания и нарушения, относящиеся к компетенции логопеда

Логопедия (от греч. lógos - слово, речь и paideía - воспитание, обучение)

отрасль педагогической науки; изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Впервые вопросы коррекции недостатков речи нашли отражение в работах по сурдопедагогике (См. Сурдопедагогика), относящихся к 17 в. (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и др. дефектов речи у слышащих). Со 2-й половины 19 в. изучение недостатков речи при нормальном слухе приобретает самостоятельное, но по преимуществу медицинское содержание: исправление речи стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медицинскими сестрами.

До конца 30-х гг. 20 в. преобладали односторонние представления о речи как о совокупности специализированных мускульных движений. Рассмотрение недостатков речи велось чаще всего в плоскости разработки симптоматических приёмов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы вместе с вопросами коррекции дыхательной системы составляли основное содержание Л. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности и появлением теоретических исследований в данной области коренным образом изменилось направление Л. - на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная Л. исходит из представления о сложном строении речевой деятельности, многообразии её функций и способов влияния на психическое развитие человека.

Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из недостатков касаются произносительной стороны (например, Косноязычие), другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, Алалия , Афазия). Наряду с нарушениями средств языка существуют отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию (См. Заикание).

При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью и т. д. Широко исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом данных др. областей знания: психологии, языкознания, физиологии, медицины. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами, направление специального обучения и коррекционно-воспитательных мероприятий по мере надобности сообразуется с медицинскими рекомендациями.

Прямое назначение Л. состоит в разработке вопросов речевой патологии, вместе с тем результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В СССР логопедическая помощь оказывается в специальных и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках, стационарах и др. Логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Научные исследования в области Л. ведутся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, педагогических институтах, некоторых научно-исследовательских медицинских учреждениях.

Лит.: Хватцев М. Е., Недостатки речи у школьников, М., 1958; Левина P. Е., Нарушения письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961; Очерки по патологии речи и голоса, под ред. С. С. Ляпидевского, в. 1-3, М., 1960-67; Основы теории и практики логопедии, М., 1968; Каше Г. С., Фомичева Т. Б., Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста, М., 1971.

Р. Е. Левина.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Логопедия" в других словарях:

    Логопедия … Орфографический словарь-справочник

    Логопедия наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру… … Википедия

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    логопедия - и, ж. logopédie f. <гр. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение. Раздел дефектологии, изучающий вопросы постановки правильной речи, предупреждения и устранения ее дефектов. СИС 1985. перен. Поэзия логопедия Измучившейся мычать души. В … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    логопедия - и в речи медиков логопедия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    логопедия - Этимология. Происходит от греч. logos слово + paideia воспитание. Категория. Раздел специальной педагогики. Специфика. Занимается исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и преодоления. Психологический словарь. И.М.… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от греч. logos слово речь и paideia обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. logos слово и paideia воспитание) отрасль специальной педагогики, занимающаяся исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и преодоления … Психологический словарь

    ЛОГОПЕДИЯ, логопедии, мн. нет, жен. (от греч. logos речь и paideia воспитание) (спец.). Исправление недостатков, пороков речи, срн. логопатия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЛОГОПЕДИЯ, и, жен. Раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением. | прил. логопедический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 дефектология (6) медицина (189) педагогика (12) … Словарь синонимов

Книги

  • Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников , Антипова Ж.В. , В учебнике освещаются теоретические и прикладные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, позволяющие понять закономерности овладения родным языком и механизмы становления речевой… Категория: Детская психология Серия: высшее образование: бакалавриат Издатель: Инфра-М ,
  • Логопедия методика и технологии развития речи дошкольников Учебник , Микляева Н. (ред.) , В учебнике освещаются теоретические и прикладные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, позволяющие понять закономерности овладения родным языком и механизмы становления речевой… Категория:

Логопедия представляет собой отрасль медицины, которая занимается проблемами нарушениями речи, их лечения и преодоления средствами воспитания и коррекционного обучения. Кроме того, логопедия относится к разделам специальной педагогики, специализирующейся на изучении причин, механизмов, симптомов и патогенеза нарушений речевой деятельности.

История возникновения педагогики

Впервые попытки осуществления коррекции речевых нарушений были описаны в трудах, посвященных сурдопедагогике в XVII веке (стоит отметить, что на тот момент патологии речи при сохранении слуха не выделялись в отдельную категорию).

В качестве самостоятельной отрасли медицины логопедия сформировалась уже во второй половине XIX в. Причем, до 30-х годов прошлого столетия преимущественно преобладало упрощенное понимание речевых нарушений как дефектов речедвигательной мускулатуры. Практические коррекционные мероприятия имели, как правило, медицинскую направленность.

Современная логопедия ориентируется, как правило, на общие аспекты дефектологии, взаимодействуя с другими отраслями медицины (физиология, психология и др.) и рассматривая речь нечто иное как системное образование, которое влияет на психическое развитие.

Виды дефектов речи

Стоит рассмотреть более подробно основные виды нарушений речи, которые рассматриваются в международной классификации на основании психолого-лингвистических критериев. Сразу заметим, что все нарушения речи можно условно дифференцировать на два больших блока патологий: нарушения устной и нарушения письменной речи.

К нарушениям устной речи стоит относить:

1). Расстройства фонационного оформления высказывания:

Дисфония (афония).

Дислалия.

Брадилалия.

Дизартрия.

Тахилалия.

Заикание.

Ринолалия.

2). Нарушения внутреннего оформления высказывания:

К нарушениям письменной речи необходимо относить:

Дисграфия.

Аграфия.

Алексия.

Основные варианты нарушения речи

Традиционно в современной логопедии выделяют различные виды нарушения звукопроизношения. Это преимущественно периферические нарушения звукопроизношения из-за дефектов и функциональных отличий артикуляционного аппарата. Помимо этого, к основным вариантам нарушения речи стоит относить.

О нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования . Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии - на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии , а также взаимодействуя с другими науками (психологией , физиологией , языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

    • Жан Батист Жоффре
    • Гурцов, Георгий Александрович
    • Спешнев, Яков Тимофеевич
    • Енько Петр Дмитриевич
    • Лукаш Ольга Леонидовна
    • Дитковская, Нина Леонидовна
    • Никульшинов, Сергей Никитич
    • Рау Фёдор Андреевич
    • Рау Наталья Александровна

    Классификация нарушений речи

    В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев , О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» - классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).

    Клинико-педагогическая классификация

    Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

    Нарушения устной речи

    1. расстройства фонационного оформления высказывания:
      1. Дисфония (афония)
    2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:

    Нарушения письменной речи

    Психолого-педагогическая классификация

    Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

    Нарушения средств общения

    1. фонетическое недоразвитие (ФН)
    2. фонематическое недоразвитие
    3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)

    Нарушения в применении средств общения

    Нарушения речи: основные варианты

    Нарушения речевого развития при олигофрении (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).

    Нарушения речевого развития при нарушениях слуха (область преимущественно сурдопедагогики).

    Научные журналы на русском языке

    Журнал «Дефектология»

    Научно-методический журнал, орган Российской академия образования , издаётся в Москве с 1969 г. Периодичность - 6 раз в год.

    Освещает проблемы теории и практики обучения и воспитания (дошкольного и школьного) детей с нарушениями умственного и физического развития, общего и профессионального обучения взрослых глухих и слепых, дефектологического образования и т. п. Популяризирует передовой опыт специальных школ и дошкольных учреждений. Публикует материалы о новых технических средствах и пособиях для обучения аномальных детей, советы и консультации.

    Научно-методический журнал, издаётся в Москве с 2004 г.

    Адресован логопедам, работающим с детьми дошкольного и школьного возраста, специалистам органов управления образованием, преподавателям и студентам дефектологических факультетов вузов. В журнале публикуются методические рекомендации для практикующих логопедов, конспекты логопедических занятий и упражнения, официальные документы, статьи по актуальным проблемам логопедии.

    Со второго полугодия 2006 г. выпускается приложение к журналу «Логопед», - «Конфетка». Приложение представляет собой иллюстрированную книжку для занятий с ребёнком. Каждый номер приложения посвящён одному отдельно взятому аспекту логопедической работы.

    Сетевое издание о коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал. Данное издание это - методическая и информационная поддержка специалистов, родителей и общественных организаций. Выходит в Интернет с 2000 года.

    Логопедия как область науки сосредоточена на изучении различных разновидностей дефектов речи, а также причин, их провоцирующих, симптомов и особенностей течения, сопровождающих эти дефекты. На основании комплекса перечисленных особенностей, соответственно, разрабатываются также и конкретные методики коррекции, за счет которых появляется возможность влияния на имеющиеся речевые нарушения. Следует заметить, что данная область науки тесным образом связана с отоларингологией, психолингвистикой и педагогикой.

    Что делает логопед?

    Логопед – это тот специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых пациентов. Он оказывает помощь в «постановке» должным образом звуков, в избавлении от неправильности в произношении, а также от заикания (логоневроза). Устранение речевых дефектов производится за счет определенного воздействия, производимого на органы речи. Этот специалист учит правильному дыханию и управлению собственной речью, им также даются разъяснения относительно формирования тех или иных вариантов звуков. Помимо прочего логопед применяет также и определенные упражнения, с помощью которых производится закрепление требуемой информации.

    В обязательном порядке логопед должен иметь определенные навыки психолога, потому как работа логопеда в целом ориентирована на контакт с пациентами, которые перенесли серьезные заболевания. Дело в том, что нарушения речи представляют собой сложную психологическую травму, и именно от грамотного и правильного подхода со стороны логопеда обеспечивается возможность быстрого восстановления пациента.

    Болезни, которые лечит логопед

    К числу болезней, которые позволяет устранить логопед, относятся следующие их разновидности:

    • афония, дисфония (нарушения в речевой звучности);
    • дислалия (нарушение в произношении отдельно рассматриваемых звуков: шепелявость, картавость);
    • логоневроз (речевое нарушение в виде заикания);
    • тахилалия, брадилалия (нарушения, проявляющиеся в скорости произношения);
    • (речевое нарушение, проявляющееся в навыках чтения);
    • ринолалия (то есть гнусавость);
    • различные нарушения речи, возникшие у пациентов на фоне глухоты;
    • нарушения, связанные со слухом или с произношением, возникшие на фоне перенесения пациентом операции или какой-либо травмы.

    Как лечит логопед

    Необходимость посетить кабинет логопеда, естественно, связана с рядом вопросов, на которые пациенты хотят получить ответ непосредственно до посещения, причем один из этих вопросов связан с особенностями, которые подразумевает под собой лечение логопеда.

    Так, например, корректировка речевой функции для малышей предусматривает ее произведение в ходе различных упражнений и игр. Подбор конкретных решений осуществляется в строго индивидуальном порядке, как и лечение в любой другой области.

    Что касается особенностей лечения для взрослых, то здесь логопед отталкивается от причин, спровоцировавших проблемы в речи, а также от того, насколько выраженными являются повреждения голосового аппарата на фоне произведенного травмирующего воздействия. К примеру, при операции гортани логопед проводит обучение так называемой «пищеводной речи», при которой образование всех звуков происходит через пищевод. Если же проблемы голосового аппарата вызваны параличом гортани/лицевых мышц либо инсультом, то коррекция основывается на нескольких этапах при постепенном восстановлении речи.

    Процесс лечения у логопеда подразумевает нередко назначение комплекса упражнений, к выполнению которых важен тщательный подход, без каких-либо перерывов. Актуальные дефекты речи устраняются исключительно при совместно прилагаемых усилиях со стороны, как врача, так и пациента, что, несомненно, требует и наличия определенного терпения и настойчивости в достижении результата.

    Когда идти к логопеду с ребенком?

    • При неправильном произношении малышом тех или иных букв. Данная особенность может указывать на недоразвитость состояния речевого аппарата, однако в некоторых случаях объясняется и короткой уздечкой, расположенной под язычком.
    • При задержке речи у ребенка либо при полном ее отсутствии. В качестве причин могут выступать самые различные факторы.
    • Слишком медленный или быстрый говор малыша, спутанность в произношении звуков, их «проглатывание». Причиной подобных проявлений может служить повреждение сурдоаппарата или пороки в его развитии. Здесь может понадобиться не только лечение логопеда, но и ЛОРа.
    • Перенесение малышом хирургического лечения, направленного на устранение врожденных лицевых аномалий либо аномалий ротоглотки. Само по себе хирургическое вмешательство не вызывает ухудшений в речевых функциях, однако этот фактор предусматривает необходимость в приучении мышц в комплексе с голосовым аппаратом к работе по-новому.
    • При ДЦП у ребенка. В основном у таких детей отмечается дислексия или задержка речи. Отсутствие врачебной помощи может привести к тому, что ребенок и вовсе не начнет разговаривать либо его речь будет иметь невнятный и смазанный вид.

    Когда взрослому человеку идти к логопеду?

    Бывают и такие ситуации, при которых помощь логопеда требуется и взрослым, вопреки мнению многих о том, что логопед – это исключительно детский врач. Здесь выделяют следующие их варианты:

    • Нарушения речи на фоне перенесения инсульта, пареза или же паралича мышцами гортани или лицевыми мышцами. Используя специальный комплекс упражнений, логопед окажет помощь в восстановлении утраченной речевой функции. Дополнительно в случае необходимости может быть назначен массаж, иглоукалывание, физиотерапия, а также препараты, чье действие направлено на повышение мышечного тонуса.
    • Вследствие перенесения психических болезней или нервных потрясений также могут возникнуть определенные речевые нарушения в виде афонии, дисфонии, логоневроза, дислексии.
    • Удаление гортани либо голосовых связок также приводит к необходимости консультации логопеда и соответствующего лечения, им разработанного. В частности логопед поможет при использовании пищеводной щели извлекать нужные звуки, а также научит использовать голосообразующий аппарат.

    Заикание, картавость, шепелявость – эти дефекты, как ошибочно предполагает большинство наших сограждан, у взрослых исправлять уже поздно. Между тем, посетить логопеда взрослому в этом случае не только можно, но и нужно, потому, как они вполне исправимы - предложенные им упражнения в комплексе с производимым лечением обеспечат возможность правильного произношения звуков и формирования требуемой дикции.

    Логопе́дия - специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

    Историческая справка

    Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30

    Х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования . Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии - на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией , физиологией , языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

    • Лукаш Ольга Леонидовна
    • Дитковская, Нина Леонидовна

    Классификация нарушений речи

    В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев , О. В. Правдина , Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» - классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).

    Клинико-педагогическая классификация

    Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

    Нарушения устной речи

    1. расстройства фонационного оформления высказывания:
      1. Дисфония (афония)
    2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:

    Нарушения письменной речи

    Психолого-педагогическая классификация

    Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

    Нарушения средств общения

    Нарушения в применении средств общения

    Нарушения речи: основные варианты

    Нарушения речевого развития при олигофрении (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).

    Нарушения речевого развития при нарушениях слуха (область преимущественно сурдопедагогики).

    Научные журналы на русском языке

    Журнал «Дефектология»

    Научно-методический журнал, орган Российской академия образования , издаётся в Москве с 1969 г. Периодичность - 6 раз в год.

    Освещает проблемы теории и практики обучения и воспитания (дошкольного и школьного) детей с нарушениями умственного и физического развития, общего и профессионального обучения взрослых глухих и слепых, дефектологического образования и т. п. Популяризирует передовой опыт специальных школ и дошкольных учреждений. Публикует материалы о новых технических средствах и пособиях для обучения аномальных детей, советы и консультации.

    Журнал

    Научно-методический журнал, издаётся в Москве с 2004 г.

    Адресован логопедам, работающим с детьми дошкольного и школьного возраста, специалистам органов управления образованием, преподавателям и студентам дефектологических факультетов вузов. В журнале публикуются методические рекомендации для практикующих логопедов, конспекты логопедических занятий и упражнения, официальные документы, статьи по актуальным проблемам логопедии.

    Со второго полугодия 2006 г. выпускается приложение к журналу «Логопед», - «Конфетка». Приложение представляет собой иллюстрированную книжку для занятий с ребёнком. Каждый номер приложения посвящён одному отдельно взятому аспекту логопедической работы.

    Сетевое издание о коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал. Данное издание это - методическая и информационная поддержка специалистов, родителей и общественных организаций. Выходит в Интернет с 2000 года.

    См. также

    • Специальная педагогика
    • Специальная психология

    Напишите отзыв о статье "Логопедия"

    Литература

    • Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. -- М.: Просвещение, 1984. - 295 с., ил

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Логопедия

    Обед уже кончился, государь встал и, доедая бисквит, вышел на балкон. Народ, с Петей в середине, бросился к балкону.
    – Ангел, отец! Ура, батюшка!.. – кричали народ и Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастия. Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перилы балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя, и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя и лежала на земле (старушка ловила бисквиты и не попадала руками). Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал «ура!», уже охриплым голосом.
    Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться.
    – Вот я говорил, что еще подождать – так и вышло, – с разных сторон радостно говорили в народе.
    Как ни счастлив был Петя, но ему все таки грустно было идти домой и знать, что все наслаждение этого дня кончилось. Из Кремля Петя пошел не домой, а к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет и который тоже поступал в полк. Вернувшись домой, он решительно и твердо объявил, что ежели его не пустят, то он убежит. И на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, но граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда нибудь побезопаснее.

    15 го числа утром, на третий день после этого, у Слободского дворца стояло бесчисленное количество экипажей.
    Залы были полны. В первой были дворяне в мундирах, во второй купцы с медалями, в бородах и синих кафтанах. По зале Дворянского собрания шел гул и движение. У одного большого стола, под портретом государя, сидели на стульях с высокими спинками важнейшие вельможи; но большинство дворян ходило по зале.
    Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, – все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые. Они большей частью сидели на местах и молчали, и ежели ходили и говорили, то пристроивались к кому нибудь помоложе. Так же как на лицах толпы, которую на площади видел Петя, на всех этих лицах была поразительна черта противоположности: общего ожидания чего то торжественного и обыкновенного, вчерашнего – бостонной партии, Петрушки повара, здоровья Зинаиды Дмитриевны и т. п.
    Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким дворянском мундире, был в залах. Он был в волнении: необыкновенное собрание не только дворянства, но и купечества – сословий, etats generaux – вызвало в нем целый ряд давно оставленных, но глубоко врезавшихся в его душе мыслей о Contrat social [Общественный договор] и французской революции. Замеченные им в воззвании слова, что государь прибудет в столицу для совещания с своим народом, утверждали его в этом взгляде. И он, полагая, что в этом смысле приближается что то важное, то, чего он ждал давно, ходил, присматривался, прислушивался к говору, но нигде не находил выражения тех мыслей, которые занимали его.
    Был прочтен манифест государя, вызвавший восторг, и потом все разбрелись, разговаривая. Кроме обычных интересов, Пьер слышал толки о том, где стоять предводителям в то время, как войдет государь, когда дать бал государю, разделиться ли по уездам или всей губернией… и т. д.; но как скоро дело касалось войны и того, для чего было собрано дворянство, толки были нерешительны и неопределенны. Все больше желали слушать, чем говорить.
    Один мужчина средних лет, мужественный, красивый, в отставном морском мундире, говорил в одной из зал, и около него столпились. Пьер подошел к образовавшемуся кружку около говоруна и стал прислушиваться. Граф Илья Андреич в своем екатерининском, воеводском кафтане, ходивший с приятной улыбкой между толпой, со всеми знакомый, подошел тоже к этой группе и стал слушать с своей доброй улыбкой, как он всегда слушал, в знак согласия с говорившим одобрительно кивая головой. Отставной моряк говорил очень смело; это видно было по выражению лиц, его слушавших, и по тому, что известные Пьеру за самых покорных и тихих людей неодобрительно отходили от него или противоречили. Пьер протолкался в середину кружка, прислушался и убедился, что говоривший действительно был либерал, но совсем в другом смысле, чем думал Пьер. Моряк говорил тем особенно звучным, певучим, дворянским баритоном, с приятным грассированием и сокращением согласных, тем голосом, которым покрикивают: «Чеаек, трубку!», и тому подобное. Он говорил с привычкой разгула и власти в голосе.
    – Что ж, что смоляне предложили ополченцев госуаю. Разве нам смоляне указ? Ежели буародное дворянство Московской губернии найдет нужным, оно может выказать свою преданность государю импературу другими средствами. Разве мы забыли ополченье в седьмом году! Только что нажились кутейники да воры грабители…
    Граф Илья Андреич, сладко улыбаясь, одобрительно кивал головой.
    – И что же, разве наши ополченцы составили пользу для государства? Никакой! только разорили наши хозяйства. Лучше еще набор… а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, и только один разврат. Дворяне не жалеют своего живота, мы сами поголовно пойдем, возьмем еще рекрут, и всем нам только клич кликни гусай (он так выговаривал государь), мы все умрем за него, – прибавил оратор одушевляясь.
    Илья Андреич проглатывал слюни от удовольствия и толкал Пьера, но Пьеру захотелось также говорить. Он выдвинулся вперед, чувствуя себя одушевленным, сам не зная еще чем и сам не зная еще, что он скажет. Он только что открыл рот, чтобы говорить, как один сенатор, совершенно без зубов, с умным и сердитым лицом, стоявший близко от оратора, перебил Пьера. С видимой привычкой вести прения и держать вопросы, он заговорил тихо, но слышно:
    – Я полагаю, милостивый государь, – шамкая беззубым ртом, сказал сенатор, – что мы призваны сюда не для того, чтобы обсуждать, что удобнее для государства в настоящую минуту – набор или ополчение. Мы призваны для того, чтобы отвечать на то воззвание, которым нас удостоил государь император. А судить о том, что удобнее – набор или ополчение, мы предоставим судить высшей власти…
    Пьер вдруг нашел исход своему одушевлению. Он ожесточился против сенатора, вносящего эту правильность и узкость воззрений в предстоящие занятия дворянства. Пьер выступил вперед и остановил его. Он сам не знал, что он будет говорить, но начал оживленно, изредка прорываясь французскими словами и книжно выражаясь по русски.
    – Извините меня, ваше превосходительство, – начал он (Пьер был хорошо знаком с этим сенатором, но считал здесь необходимым обращаться к нему официально), – хотя я не согласен с господином… (Пьер запнулся. Ему хотелось сказать mon tres honorable preopinant), [мой многоуважаемый оппонент,] – с господином… que je n"ai pas L"honneur de connaitre; [которого я не имею чести знать] но я полагаю, что сословие дворянства, кроме выражения своего сочувствия и восторга, призвано также для того, чтобы и обсудить те меры, которыми мы можем помочь отечеству. Я полагаю, – говорил он, воодушевляясь, – что государь был бы сам недоволен, ежели бы он нашел в нас только владельцев мужиков, которых мы отдаем ему, и… chair a canon [мясо для пушек], которую мы из себя делаем, но не нашел бы в нас со… со… совета.
    Многие поотошли от кружка, заметив презрительную улыбку сенатора и то, что Пьер говорит вольно; только Илья Андреич был доволен речью Пьера, как он был доволен речью моряка, сенатора и вообще всегда тою речью, которую он последнею слышал.
    – Я полагаю, что прежде чем обсуждать эти вопросы, – продолжал Пьер, – мы должны спросить у государя, почтительнейше просить его величество коммюникировать нам, сколько у нас войска, в каком положении находятся наши войска и армии, и тогда…

tctnanotec.ru - Портал о дизайне и ремонте ванной комнаты