Классный час: " Будь природе другом! ". Классный час "мы друзья природы" Что такое природа разработка классного часа

Филиал Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аромашевская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»

Юрминская средняя общеобразовательная школа

Классный час

«Природа наша жизнь»

Учитель биологии -Булатова Светлана Ивановна

д. Юрминка 2017 год

Постепенно загрязняются воздух, реки поля, вырубаются леса – природа нашей планеты нуждается в защите.

Жизнь людей всегда была связанна с природой. Замечая некоторые природные явления и закономерности, люди предсказывали прогнозы погоды, стихийные бедствия, да и просто знали, когда сеять, а когда собирать урожай.

Природа – друг человека. Но вы должны помнить о том, что она живая, что она всё чувствует.

Природа – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь – и перед вами раскроется жизнь, таинственная и необычная, которой вы раньше не замечали. Природа радует нас и удивляет. Только мы должны любить и охранять этот загадочный мир.

Вопросы

    Приходилась ли вам помогать животным или растениям?

    Какое значение в вашей жизни имеют цветы?

    Как влияют изменения окружающей среды на здоровье человека?

    В чём проявляется загрязнение окружающей среды?

    Какое значение для вас имеют птицы?

    Расскажите об экологической обстановке в вашей деревне?

Многим людям книги с детства помогли понять и полюбить удивительный мир природы.

Прослушайте отрывок из книги Н. Сладкова «Под шапкой – невидимкой»:

« - Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня, как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – хоть в костёр голой. Хоть бы ты за меня вступился.

Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень жёлуди с меня сбирали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной»

Эти деревья хотели расти, хотели, чтобы люди ими любовались.

Вопросы

    Прослушав этот маленький отрывок, почувствовали ли вы боль живого существа, боль этих двух деревьев?

    Почему эти деревья стали такими несчастными и кто в этом виноват?

    Что нового вы узнали для себя из этого произведения?

Викторина

    По какому цветку можно сверять часы? (По кувшинке: в 8 часов утра она раскрывается, а в 19. 00 закрывается и опускается в воду.)

    Чем полезна черёмуха? (Она убивает микробы.)

    Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах? (Таскают шерсть для гнёзд и поедают насекомых.)

    Чем полезны листья мать – и мачехи? (Отвар из листьев помогает при сильном кашле.)

    Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закрывают все входы в него.)

    Назовите самую большую ягоду. (Арбуз.)

    Какие вы знаете раннецветущие растения, которые занесены в Красную книгу? (Подснежник, прострел, медуница.)

    Назовите лекарственный цветок, на лепестках которого гадают? (Ромашка.)

    Назовите растение, которое узнает и слепой? (Крапива.)

    Как и чем питаются лягушки? (Насекомыми, которых ловят языком.)

    Как узнать по стволу спиленного дерева, сколько ему лет? (Посчитать годичные кольца.)

Конспект классного часа " Охранять природу-значит охранять Родину"

Анпилогова Любовь Николаевна, учитель начальных классов МКОУ " Лозовская начальная школа - детский сад Верхнемамонского муниципального района Воронежской области"
Назначение: Содержание классного часа расчитано на учащихся 3, 4 классов, 8-10 лет. Конспект будет полезен для работы учителям начальной школы, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям, воспитателям групп продлённого дня.
Цель: формирование ответственного и бережного отношения к природе.
Задачи: способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
воспитывать экологическую культуру;
выяснить знания о правилах поведения на природе;
познакомить детей с Красной книгой
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рисунки детей «Природа и мы», магнитофон, карточки с загадками, альбомный лист, акварельные краски, кисточки, цветная бумага красного и жёлтого цвета, ножницы, клей у каждого ребёнка на парте,плакат с высказыванием о природе.

Ход классного часа:

Организационный момент Вступительное слово учителя:
Звучит тихая музыка П.И. Чайковского « Времена года»
На фоне музыки учитель говорит слова:
Наша планета – Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчёлки.
Актуализация темы
Учитель: Прочитайте слова на плакате и определите тему нашего классного часа.
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко
(Дети высказывают своё мнение)
Учитель: Молодцы, ребята, вы,верно определили тему нашего классного часа. Мы будем говорить о нашей матушке природе и о бережном отношении к ней.
Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь, а не убивать, не мучить никого.
Ученик: Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна,
Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников.
Разграбить всё богатство у будущих веков.
Мы жизни общей зёрна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счёт будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас…
Девочка в костюме" Природы"
Человек, я жива еще, я дышу.
Человек, не говори мне: «Я спешу!»
Человек! Послушай меня!
Человек, отличи ночь от дня.
Не гони меня, человек, прочь,
Человек, ты мне можешь помочь.
Я тебя еще могу простить...
Человек, а ты сможешь любить?!
Полюби, человек, мир!
Мне не надо в атмосфере дыр.
Человек, погляди вокруг!
Это - слышишь? - воды звук...
Не трави, человек, рек!
Не умри от жажды, человек...
Не руби, человек, лесов
И не куй мне, человек, оков.
Человек, перестань убивать,
Перестань меня, человек, пытать!
Ученик: Не волнуйся Матушка- Природа,
Мы тебя в обиду не дадим.
Вот, послушай, песню о тебе споём.
Музыкальная пауза
Дети исполняют песню на мелодию «Вместе весело шагать»
1. Нам природа – дом родной, пойте звонче,
Пойте звонче, пойте звонче.
Будем счастливо мы жить все под небом,
Синим небом и под солнцем.
Припев:


2. И куда бы ни пошёл я по краю,
По родному, я по краю,
Я люблю тебя, Земля, и в дороге
Всё я знаю, замечаю.
Припев.
Вот ручей звенит и солнце улыбается,
А зелёный лес нам эхом отзывается,
Птицы звонкие поют и звёзды падают,
Это всё – мой край родной, он сердце радует.
"Наша матушка- природа"
Учитель:
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Природа - это дом под снегом и дождем.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живем,
На этот мирный дом имеем право.
А.Куклин
Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
Ученик: Смотрю на глобус - шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас,
береги.»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги.»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек».
В тебя мы верим, не солги,
«Ты береги нас, береги! »
Игра « Продолжай, не зевай»
Учитель:
Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней. Поиграем в игру « Продолжай, не зевай»
(Учитель называет первую часть пословицы, а ребята продолжают.)
Аист на крыше … (мир в доме.)
Земля хоть и кормит…(но и сама есть просит.).
Много воды …(много травы.)
Растение …(земли украшение.)
Много леса …(не губи, мало леса) …(береги,) нет леса …(посади.)
Не нужна соловью …(золотая клетка), а нужна ему…(земная ветка.)
Срубили кусты …(прощай птицы.)
Рощи да леса …(родного края краса.)
Судьба природы …(судьба Родины.)
Учитель: Как вы понимаете смыл пословицы: « Судьба природы - судьба Родины »?
Дети высказывают свои мнения, рассуждают:
1.Где бы, мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой, одна семья.
2.Много жалоб накопилось у природы на людей.
Воды речек замутились, пересох в лесу ручей.
3. Стали чахнуть липы, клёны на обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет, фабрик и заводов смог.
4. В море гибнут кит и рыба, загрязняется Байкал,
И становится всё мельче, море дивное Арал.
5. Дерево, трава, цветок и птица, не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Учитель; В своих ответах вы, ребята, затронули экологические проблемы. Давайте вспомним, что такое экология?
Ученик: Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.
Дети цепочкой читают стихотворение.
1.Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети. (Слайд)
2.Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают. (Слайд)
3.Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
Лев и журавль, попугай и лисица.
Волк и медведь, стрекоза и куница. (Слайд)
4.Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек (Слайд журчание ручейка)
Ты - самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете.
Игра "Экологический светофор"
(Выходит мальчик в костюме светофора)
Светофор: Каждый мой сигнал на лесной тропинке означает почти,то же самое, что и на проезжей части:
Красный свет - природе вред!
Желтый - осторожно!
Свет зеленый - как красиво! -
Скажет лес тебе: "Спасибо!"
Играем: (Светофор задаёт вопросы, а все дети хором отвечают)

Красный свет? (дети отвечают: "Природе вред!")
Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда,
поступки человека приносят вред природе.
- Желтый? (дети отвечают: "Осторожно!"). Верно! И
это значит, что на все действия, при которых человек
должен соблюдать меру или выполнять определенные пра¬-
вила, чтобы не причинить вреда ни природе, ни самому
себе, зажигается желтый свет.
- Свет зеленый?.. (Дети продолжают: "Так красиво! -
Скажет лес тебе: "Спасибо!"). Да! Конечно! Зеленый свет
зажигается тем ребятам, которые не только не причиняют
вреда лесу, но делают для его обитателей - растений
и животных - добрые дела!
В гостях у Старичка Лесовика
Появляется Старичок-Лесовик. Он держит за руку мальчика. У мальчика в руках рюкзак.
-Здравствуйте, ребята. Я встретил на полянке возле ёлки вот этого мальчика. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Мы с Федей будем вынимать из рюкзака вещи, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.
Мальчик взял:
Пакет, что бы набрать много грибов (жёлтый)

Нож, чтобы нарезать коры с деревьев для разжигания костра (красный
свет)
Магнитофон, чтобы послушать новые записи (красный свет)
Маленькое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он
посадил прошлый раз на опушке (зеленый свет)
Бинтик, чтобы перевязать поломанный кустик
Пакет с хлебом, крупой для уток, живущих на озере (зеленый свет)
Сачок для ловли бабочек (красный свет)
Коробку, чтобы поймать ежа и отнести домой (красный)
Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (желтый свет)
Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера (желтый свет)
Зажигалку, что бы,когда устанет, посидеть у костра (красный свет)
Старичок-Лесовик:
Молодцы ребята, знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить
природе! А сейчас музыкальная пауза. Ребята подготовили частушки.
Экологические частушки.

1. Мы – любители природы,
За неё горой стоим,
Сохраним её на годы,
На столетия сохраним.
2. Мы – любители природы,
Наша армия идёт,
Отправляемся походом
В бой за чистый небосвод.
3.Всё, что мы, ребята, сможем
В мире вредного найти,
Мы в контейнеры заложим
И счастливого пути.
4. Все фосфаты и нитраты
Нужно в космос запустить,
И, наверное, тогда-то
Мы спокойно сможем жить.
5. Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя,
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
6. И при всём честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе –
Но со знанием и умом
Учитель: Как верно прозвучали последние строки: «Нужно помогать природе –
Но со знанием и умом» Как вы понимаете эти слова?
Ученик: Если человек неразумно общается с природой, то возникают экологические проблемы. Мы, учащиеся 4 класса, подготовили на эту тему репортаж.
Репортаж Послушаете:
Лес – это «лёгкие» нашей планеты.
Причины гибели лесов:
истощение леса чрезмерными вырубками, что ведёт к исчезновению растительного и животного мира (Слайд)
лесные пожары (Слайд)
мусорные свалки (Слайд)

Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!

Природой называется все это,

Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.

Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Загрязнение воздуха ведёт к беде. Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Возникают плохие последствия.
гибель животного мира
заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами
увечья человеческого организма
нарушение экосистемы
Браконьерство уничтожает редких животных.
Учитель: Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.
Комбинированное чтение стихотворения
Читают три ученика:
1.Охраняется книгой
Столько редких животных и птиц,
2.Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
3.Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
1.Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
2.Красная книга – Красная!
Значит, нельзя терять даже мига,
3.Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
1.Красная книга. Красная книга!
И тревога за жизнь неустанна,
2.Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчерпаем все океаны
3.Исчерпаем все на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
1.Стонут реки от горьких обид,
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Вместе:Но грядущее нас не простит.
О Красной книге (Выходят пять подготовленных учеников)
1.В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “ Гринпис ”.2
2. В России таких людей называют “ зелёными ”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни.
3.Недаром народная мудрость гласит: “ Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево ”.
4.Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!
5.Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!
1.Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
2. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал опасности.
3. Познакомимся немного с содержанием Красной книги.
Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.
4. Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.
Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.
5. На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.
Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.
1.На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
2.В наше время по вине человека стали редкими:
Амурский тигр сохранился только на Дальнем Востоке в тайге, где охотится на кабанов и пятнистых оленей.
Курильский тюлень обитатель далёких курильских островов, питается рыбой.
3.Снежный барс, утка-мандаринка,
Уссурийский пятнистый олень
Дальневосточный леопард, Красный волк,
4.Рыжий воробей, зелёный голубь,
Амурский лесной кот, бобр, дрофа,
Кулан. Обитает в заповеднике Туркмении.
Сокол – сапсан. Белый журавль – стрех, розовая чайка.
5.Шафран растёт в Ставропольском крае.
Перелеска сибирская,подснежник кавказский,дикий пион.
Дровосек реликтовый, жук-носорог и многие, многие другие животные и растения.
Учитель: Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “ Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину. ”
Музыкальная пауза
Песня « Просьба»
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
А море без рыб - не море!
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашие, сила есть навечно.
И должно быть сердце - сердце человечье.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море!
И земля без зверей - не земля,
Не земля, не земля!
Учитель:
: Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
Ответы учащихся:
1.Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
2.В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
3.Нельзя разорять птичьи гнёзда.
4.Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
5.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
6.Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
7. Нельзя брать маленьких животных домой.
Учитель: Вот так и нужно вести себя в природе. Чтоб вместе с нами жили дружно все Божьи создания- растения и животные.
Любите родную природу – озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добре
"Мы- друзья природы"
Учитель: Сейчас вы под музыку будете работать в парах. Вы должны нарисовать запрещающие знаки, которыми вы покажите отрицательное воздействие человека на мир растений. Для этого вам понадобится лист бумаги и цветные карандаши
(Дети рисуют. Тихо звучит музыка. П. Чайковский « Вальс цветов))
-Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.

Давайте посмотрим сценку и определим действия ребят по отношению к цветам.
Сценка " На поляне цветов"
В первый тёплый день весенний
В лес пошли Марина с Сеней.
Дети видят вдруг цветы
Небывалой красоты.
“ Посмотри сюда, Марина!
Что за чудная картина!
Прямо около снегов
Здесь полянка из цветов!
Посмотри, они какие –
Нежные и голубые!
Соберу - ка я букетик:
Завтра будет женский праздник.
Маме дам цветочки эти,
Что я – не мужчина разве?
Я и бабушке готов
Подарить букет цветов!
И тебе, как младший брат,
Подарить их буду рад!
Посмотри сюда, Маринка!
На цветок легла снежинка!
Вижу в первый раз такое
Чудо дивное лесное!”
“ Сеня! Больше рви цветочков!
Ты пройдись везде по кочкам!
Подожди, я прибегу
И с цветами помогу! ”
Дети тщательно и рьяно
Обобрали всю поляну.
Тут приходят зайчики,
Прибегают белочки.
И ругают мальчика,
Объясняют девочке:
“ Ну, зачем вы, детвора,
Все подснежники сорвали?
Мы вчера, позавчера
На поляну любовались!
Как росли красиво тут
Синие цветочки!
А сегодня здесь растут
Лишь пеньки да кочки!
Знайте, трепетный подснежник
Очень тонкий, хрупкий, нежный.
Это – редкий вид, и он
В книгу Красную внесён.
Если рвать цветочки эти
Будут взрослые и дети,
Не увидим их совсем
Мы нигде на белом свете!
Никогда из первоцветов
Вы не делайте букетов! ”
Огорчился очень Сеня,
Смотрит он на свой букет.
Это не букет, а веник,
Красоты в помине нет!
“ Жаль, поникли все цветочки! –
Сеня молвит со слезами.-
И пропал подарок маме! ”
Никогда Марина с Сеней
Тот букетик не забудут,
И подснежников весенних
Больше рвать они не будут!
Учитель:: Какую ошибку совершили ребята?
Кто из вас любит собирать цветы в букеты?
Правильно ли вы поступаете?
(Ответы детей)
Ученица: :На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живётся с нами рядом.
Ученик: Давайте, ребята,
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
Учитель: Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!
А сейчас поработаем в творческой мастерской. На доске листочки с загадками. Подойдите и возьмите по одному листочку. Прочитайте загадку, а отгадку нарисуйте на обратной стороне листочка.
Творческая мастерская



Учитель: Молодцы, ребята!Вы нарисовали верные отгадки. Дима нарисовал цветы.Давайте споём о них песню.
Музыкальная пауза
Песня « Не рвите, цветы, не рвите»
Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Птиц разбуженных голоса
Завораживают и манят,
Может, прячутся чудеса,
Как табун лошадей в тумане?
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Расколдована тишина
С самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна,
Все цветы ждут слова привета.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Учитель: Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда
Рефлексия Учитель: Наступил для вас,ребята, творческий момент, Пусть каждый из вас покажет, чем в душе согрет. Своей работой дайте мне ответ. Перед вами лист бумаги,краски, карандаш, ножницы, бумаги клей.
Нарисуем яблоньки, раскрасим. На цветном листе бумаги нарисуем яблочки и вырежем. Приклеим яблочки на яблоньку. Яблочки изготовляем определённого цвета: жёлтые – ты не очень внимателен к природе, весной ловил майских жуков, но не рвал первые цветы, хочешь посадить дерево; красный – если ты к природе относишься бережно, внимателен к ней, замечаешь её красоту, сам уже посадил маленькое дерево около дома или в школьном парке.

Учитель: Вот какой получился у нас яблоневый сад.Но весною, я думаю, вы все посадите яблоньку у себя в саду, а берёзку или рябинку около дома.
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертие верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите...
Итог классного часа
Учитель: Что, вы, ребята, скажите в заключении нашего классного часа?
Дети хором «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В степях, в лесах, горах находятся разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

МОУ СОШ с Старый Хопер

Классный час

«Знатоки природы»

Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ с.Старый Хопер Конаныхина Надежда Николаевна

Форма проведения : игра.

Цель : воспитание чувства ответственности за свое поведение в природе,выработка знаний о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.

Задачи:

1.Образовательные:

Повторить, закрепить и углубить знания о растениях и животных;

Формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширить кругозор.

2.Развивающие:

Развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;

Совершенствовать мыслительные операции;

Развивать психические процессы: память,мышление, воображение, внимание,эмоции, речь.

3.Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;

Формировать умение видеть красоту родной природы;

Формировать моральные и эстетические убеждения; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общения с природой.

Подготовка к классному часу.

Класс делится на команды. Каждая команда изучает растения школьного парка, находит информацию о них в словарях, энциклопедиях, справочниках, подготавливает загадки,пословицы, стихотворения о данных растениях.

Эпиграф

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Ход мероприятия

I/Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часе мы должны подумать о том, как сохранить нашу природу. Но прежде чем сохранить природу, надо ее изучать. И при подготовке к сегодняшнему занятию, вы изучали небольшой уголок природы- наш школьный парк. Я знаю,что вы узнали мно-го интересного о растениях и обитателях парка. Давайте поделимся со всеми своими знаниями, а заодно и поиграем. Итак, начинаем игру « Знатоки природы»

|| Представление команд.

За столами собрались команды- участники игры.Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

||| Сообщение правил игры:

Игра состоит из 5 конкурсов.

На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться между собой.После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.

Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри)

Жюри следит за вашей работой, определяет команду-победителя и в каждой команде – лучшего игрока.

Итак, начнем игру!

Конкурс 1 . «Разминка»

Участники команд загадывают друг другу загадки о деревьях школьного парка.

1Русская красавица

Всем нам очень нравится

Бела она, стройна,

Одежда зелена(береза)

2. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (сосна)

3 Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (верба)

4. Белые овечки
Бегают по свечке. (рябина)

5. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (осина)

6. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)

7. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)

8. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.


Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Ведущий

Разгадав загадки, мы узнали о том, какие деревья растут в школьном парке.А какую пользу приносят деревья людям?

(Деревья - один из самых больших живых организмов на планете и один из величайших природных ресурсов Земли.
Они поддерживают наш воздух чистым, снижают уровень шума, улучшают качество воды, предотвращают эрозию почв, обеспечивают пищей и строительным материалом, создают тень и помогают сделать ландшафт красивым.)

Ведущий

Вот еще некоторые размышления, факты и цифры об этих старых жителях земли и живых сокровищах … деревьях!

1. Деревья являются самыми долгоживущими живыми организмами на Земле.

2. Одно дерево производит около 113 килограммов кислорода в год. Это значит, что два взрослых дерева могут производить достаточно кислорода, чтобы покрыть ежегодную потребность в кислороде семьи из четырех человек.

3. Всего лишь одно дерево способно поглотить за год столько углекислого газа, сколько производит автомобиль за время пробега 41,8 тысяч километров.

4. В течении своей жизни одно дерево способно поглотить одну тонну углекислого газа.

5. Средняя продолжительность жизни деревьев в черте города составляет всего 8 лет.
Для сравнения максимальная продолжительность жизни деревьев в дикой природе: яблоня до 200 лет, груша до 300, сосна европейская - 500, дуб - 1000 лет, можжевельник

8. Самое большое дерево растет в Национальном парке в Калифорнии. Его высота составляет 112 метров, диаметр 9 метров, а возраст свыше 2000 лет!

Конкурс»2 «Отгадай дерево по описанию»

(Команды обмениваются заранее подготовленными текстами с описанием деревьев, отгадывают, о каком дереве идет речь и вставляют пропущенные слова)

1)Значение слова по Ожегову:
… - крупное лиственное дерево семейства буковых с крепкой древесиной и плодами-желудями.

В Энциклопедическом словаре:
… - род деревьев, реже кустарников семейства буковых. Лесообразующая порода. Древесина прочная и долговечная, с красивым рисунком; применяется в кораблестроении, производстве мебели и т.д. Кору используют для получения дубильных веществ и с лечебной целью(вяжущее средство); желуди идут на суррогат кофеи на корм животным. . Многие виды выращивают как декоративные. 6 видов охраняются.

(Дуб)

2) Значение слова по Ожегову:
… - дерево с широкими, у большинства видов резными листьями.

В Энциклопедическом словаре:
… - род деревьев и кустарников семейства кленовых. . Растут в лиственных и смешанных лесах. Используют в защитном лесоразведении, для озеленения, древесину – в производстве мебели, инструментов и др. … - хорошие медоносы.

(Клен)

3)Значение слова по Ожегову:
Лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками

В Энциклопедическом словаре:
Древесина идет на производство мебели, музыкальных инструментов,

токарных и резных изделий, бочек; луб - на мочало, лыко - для прядения. Соцветия …. применяют в медицине (потогонное средство), а также для ароматизации чая. Ценные медоносы.
(Липа)

Конкурс 3 «Кто живет в парке»

(Участники команд называют обитателей школьного и сообщают интересные факты из наблюдений)

Конкурс 3 Викторина «Чудо-птицы»

■ Кого называют царем птиц? (Орла.)

■ Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

■ Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

■ Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)

■ Какая птица летает выше всех? (Орел.)

■ Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)

■ Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)

■ Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

■ Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)

■ Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)

■ Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)

■ Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)

■ Какая желтая птичка с черным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуек.)

■ Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)

■ Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)

■ Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос и др.)

■ Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги.)

■ Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш.)

■ У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

■ Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)

■ Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)

■ Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя.)

■ На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и серп (шилонос и кроншнеп-серпонос).)

■ Почему-то эту птичку так зовут, хотя никакую репу она не ловит? (Реполов.)

Ведущий

А знаете ли вы о таких интересных фактах из жизни птиц?

Нормальная температура тела птицы обычно на 7-8 градусов выше, чем у человека. Более 3/4 вдыхаемого птицей воздуха используется для охлаждения тела, так как у птиц нет способности потеть.

Сердце птицы бьется с частотой 400 ударов в минуту, когда она отдыхает, и свыше 1000 ударов в минуту во время полета.

Воздушные мешки могут занимать до 1/5 объема тела птицы. Они есть у всех птиц, даже у пингвинов и страусов, которые не могут летать.

Единственная в мире бескрылая птица – это птица киви, обитающая в Новой Зеландии. У киви отсутствует хвост, а ее перья больше похожи на густую шерсть. Внешним видом и повадками киви настолько отличаются от других птиц, что австралийский зоолог Уильям Кальдер в начале ХХ века дал им прозвище «почётных млекопитающих».

Почему перелетные птицы часто летят клиньями? Дело в том, то каждая птица летит в воздушном потоке, который дают крылья соседа, и этот воздушный поток помогает сохранить энергию. В самом невыгодном с энергетической точки зрения положении находится вожак стаи, который должен быть самым сильным и выносливым.

Скорость чаек достигает 160 км в час. Cкорость стрижей, голубей и куликов может достигать 300 км/ч.

Колибри едят каждые 10 минут. Каждый день они съедают нектара в два раза больше их собственного веса. Кстати, колибри – это единственная в мире птица, способная летать назад.

Единственная известная ядовитая птица – это двуцветная дроздовая мухоловка (Pitohui dichrous) - птица отряда воробьиных из Новой Гвинеи. Причина ядовитости птицы заключается в её питании: мухоловка ест жуков Choresine pulchra, в организме которых содержится яд батрахотоксин. У самой птицы выработался иммунитет к этому яду, чего нельзя сказать о людях и других животных. Яд содержится в коже и перьях мухоловки. При соприкосновении с ней у человека может случиться химический ожог. Мелкие животные погибают на месте.

Единственная птица, удостоенная военной награды – это почтовый голубь Шер Ами (фр. Дорогой друг). Доставляя сообщение во время первой мировой войны, он потерял глаз и ногу. Он получил медаль «За отвагу» и протез ноги.

Американский гриф-индейка помогает инженерам определить места повреждений подземных трубопроводов. Вытекающее горючее пахнет падалью, которой питаются эти птицы, и, собираясь в таком месте, птицы показывают ремонтникам, где именно нужно чинить.

Конкурс 4 . «Собери пословицу(примету)

(Командам на отдельных листах раздаются слова, из которых они должны составить пословицу или примету)Дополнительные очки команды получают за самостоятельно подготовленные пословицы, поговорки,приметы, стихотворения о растениях парка.

  • Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
  • Бела береста - да дёготь чёрен .
  • Тонка берёза, да разуму учит .
  • Для врага и берёза - угроза
  • Дуб перед ясенем лист пустит - к сухому лету [
  • Много жёлудей на дубе - к строгой зиме
  • Не сей пшеницы прежде дубового листа
  • Холодно, оттого что лист дуба развёртывается .
  • Шумит зимой дубравушка - к непогодушке .

Дополнительные очки команды получают за самостоятельно подготовленные пословицы, поговорки,приметы, стихотворения о растениях парка.

Ведущий

Наши конкурсная программа подошла к концу, жюри оценивает команды и называет лучшего игрока в каждой из команд.

А мы подводим итог нашего классного часа и проводим рефлексию.

Итог

1.Не разоряйте птичьего гнезда

Так счастлива в своем жилище птица

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится.

2.Храните дерево от топора

Оно высокое и вековое

Дает нам тень, когда стоит жара.

Оно чарует все живое.

3.Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше чем другому. боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

Рефлексия . Продолжите предложение.

На классном часе я узнал….

Мне было интересно…

В школьном парке я хотел бы…(посадить дерево, цветы,сделать скворечник,кормушку для птиц и т.д.)

Я понял,что нельзя…(рвать цветы, ломать ветки,разорять гнезда и т.д.)

Использованная литература:

Плешаков А.А. От земли до неба:атлас-опредитель:пособие для учащихся ОУ/А.А.Плешаков-12-е изд-:Просвещение,2011 ,223с.

Экологические сказки:Пособие для учителей/Сост.Г.А.Фадеева.-Волгоград:Учитель,2005.-57с.

Кулинч Г.Г.Сценарии мероприятий:1-4классы.-М.:ВАКО,2006.-176с.

Праздники круглый год:в учебное время и летом/авт.-сост.О.В.Калашникова.-Волгоград:Учитель,2005.-98с


Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края.

  1. Способствовать воспитанию любви к родной природе;
  2. Познакомить с правилами поведения на природе;
  3. Пополнение знаний учащихся по экологии.

Оформление:

  • 1-й плакат “Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
  • 2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).
  • Таблички с экологическими знаками.
  • Карточки с пословицами.
  • Картина “природа”.
  • Рисунки детей.
  • Кроссворд.
  • Жетоны.
  • Музыка: “Звуки природы”, “Голоса птиц”, Ю. Чичков “Это называется природа”.

Ведущая: - Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в Росси.

В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 заказников, в том числе и в Хакасии, крае, в котором мы с вами живем!

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

В игре принимают участие 2 команды, а также зрители – болельщики. За каждый правильный ответ команды будут получать жетоны, а в конце игры определиться команда-победитель.

(Звучит музыка “Звуки природы”, выходят ведущие – Флора и Фауна).

На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Тур “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники:

  1. Международный День Земли (22 апреля)
  2. День работников леса (18 сентября)
  3. Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
  4. День птиц (1 апреля)
  5. Народно-фольклорный праздник Сороки (22 марта)
  6. Народный праздник Иван Купала (7 июля)
  7. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
  8. Всемирный день окружающей среды (5 июня)
  9. Всемирный день туризма (27 сентября)
  10. Всемирный День животных (4 октября).

Тур “Разгадай кроссворд”

1 З А К А З Н И К
2 Г Л У Х А Р Ь
3 П Р И Ш В И Н
4 Э К О Л О Г И Я
5 Ж У Р А В Л Ь
10 Б 6 Б Е Р Е З А
А Д
Р 7 Н А Л И М
8 Л И С Т В 9 Е Н Н И Ц А
Л 11 К Л Е С Т
Ь
  1. Территория, на которой охраняются природные компоненты.
  2. Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.
  3. Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.
  4. Назовите птицу – символ тоски по родному дому?
  5. Какое дерево считается священным на Руси?
  6. Какая рыба переносит самые лютые морозы?
  7. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты?
  8. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?
  9. Какая птица высаживает птенцов зимой?
  10. Какие птицы едят грибы?
  11. Назовите животное, занесенное в Красную книгу, изображенное на гербе Хакасии?

Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.

Тур “Логические цепочки”

Каждая команда получает по таблице, в которой к определению левого столбика надо подобрать правильное понятие из первого столбца.

(правильный ответ 1-4, 2-3, 3-2, 4-1).

Музыкальный тур “Кто кого перепоет”

С песней праздник веселее,
Без нее нам жить нельзя,
Потому на конкурс песен
Приглашаем Вас, друзья!

Каждая команда по очереди должна пропеть песню о природе, о животных, о птицах, о растениях.

Тур “Отгадай загадки”

Белобокая сорока
прилетела из далека,
Не сказала, где была.
- Но зато она, ребята
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.
Кто быстрее отгадает,
Тот и фишку получает.

  1. Ищет целый день он крошки,
    Ест букашек, червяков.
    Зимовать не улетает
    Под карнизом обитает. (Воробей)
  2. Он прилетает каждый год
    Туда, где домик его ждет,
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет. (Скворец)
  3. Вертится, стрекочет,
    Весь день хохочет. (Сорока)
  4. Ей в ночь глухую не до сна.
    Промысел ведет она. (Сова)
  5. Эти дружные ребята
    На пеньке растут в лесу. (Опята)
  6. Серенькие шапки, рябенькие ножки.
    Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)
  7. У него невзрачный вид, учти – он очень ядовит!
    Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка)
  8. А этот красавец на беленькой ножке.
    Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор)
  9. Гляну в окошко,
    Идет тоненький Антошка. (Дождь)
  10. Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
  11. Весной веселит, летом холодит,
    Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)
  12. Над рекой, над долиной
    повисла белая холстина. (Туман)
  13. Луна зацветает,
    Рожь поспевает,
    Когда это бывает? (Летом)
  14. Что не сеяно родится? (Трава)

Тур “Зеленая аптека”

Выбрать из гербариев каждой команде по два лекарственных растения, произрастающих в Хакасии и рассказать об их влиянии на человеческий организм.

  • Подорожник
  • Боярышник
  • Брусника
  • Тысячелистник

Изобразительный тур “Спасем нашу Землю вместе”

Каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат. Участникам раздаются фломастеры и ватман.

Пока команды готовятся к данному конкурсу, у нас – “Игра со зрителями”.

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

Тур “Красная книга”

В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название “Красная книга фактов”. Это книга тревоги, книга – предупреждение, в которой названы те животные и растения, их на Земле осталось очень мало.

У нас в стране первая красная книга появилась в 1982 году.

Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!
- Охраняйся Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
- Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!

Сейчас каждой команде дается задание выбрать из карточек то растение или животное, о котором пойдет речь.

  • Кувшинка
  • Ветреница
  • Лебедь
  • Журавль-красавица
  • Баран-аргали
  1. Растет в стоячих и медленно текущих водах. Это растение еще называют “Лотосом Севера”.
  2. Редкий вид растения, части этого растения ядовиты. Время цветения – конец апреля – начало мая, совпадает с ветреной погодой.
  3. Гнездящаяся на земле птица степного пояса с украшением на голове.
  4. Водоплавающая птица необычайной красоты, которая в народе является символом верности.
  5. Животное, строящее свой дом под водой, делающий плотины на реках, ценящееся у людей за свой ценный мех.
  6. Животное – обитатель высокогорного пояса, очень пугливого характера.

Тур “Экологические знаки”

Берегите Землю,
Землю берегите!
Берегите жаворонка
В голубом зените.
- Берегите горы,
реки и леса,
Пусть не исчезает
В жизни красота!

Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
  4. Не повреждай кору деревьев.
  5. Нельзя брать яйца из гнезд.
  6. Не разводите костер в лесу.
  7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
  8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
  10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

Ведущий: - Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

(В. Шефнер)

Подводятся итоги игры. Награждаются команды.

Звучит в исполнении всех участников песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”:

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

ГКОУ РО школа – интернат VIII вида п. Матвеева Кургана

классный руководитель 6 класса

Классный час на тему: "Мы и природа!"

Цель: формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

  1. 1. способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры;
  2. 2. познакомить с правилами поведения на природе;
  3. 3. познакомить детей с Красной книгой, некоторыми животными, внесенные в нее.

Оформление: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик, рисунки детей «Природа и мы».

Ход мероприятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

2.Вводная часть классного часа.

Наша планета – Земля

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.

3. Вступительное слово воспитателя:

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в Росси.

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме том жить вовеки.

Природа - это дом под снегом и дождем.

В любой мороз и зной устроен он на славу.

Храните этот дом, в котором мы живем,

На этот мирный дом имеем право.

А.Куклин

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

(Дети читают стихи)

  1. 1. - На нашем шаре на земном,
    Где мы родились и живем,
    Где в травах летняя роса
    И голубые небеса,
    Где море, горы, степи, лес –
    Полно таинственных чудес.
  2. 2. - По лесу бродит серый волк,
    И ландыш тоненький цветет,
    В степи ковыль, как нежный шелк,
    Расчесывает ветерок.
    Гремит на скалах водопад,
    И брызги радугой летят.
  3. 3. А в синем море синий кит –
    Большой, как дом, на волнах спит.
    Не разрушайте этот мир,
    Девчонки и мальчишки,
    Иначе эти чудеса
    Останутся лишь в книжке.
  4. 4. - Чтоб был в источниках нарзан,
    С полянки – земляника,
    Будь осторожен, как Тарзан,
    Дружи с природой дикой!
    - Ты тоже часть ее чудес,
    И для тебя темнеет лес,
    И речка светлая течет,
    И все весною зацветет.
    И надо постараться
    Нам с этим не расстаться!

4.Беседа о Красной книге.

– Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем?

Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему ее назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.

Дети читают стихотворение.

Охраняется книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга – Красная!

Значит, нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовет.

Пусть зовет не напрасно

Красная книга. Красная книга!

И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле.

Исчерпаем все океаны

Исчерпаем все на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид,

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал опасности.

Познакомимся немного с содержанием Красной книги.

Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.

Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.

Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.

На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.

Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.

На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.

5.Видеоролик «Животные, занесенные в Красную книгу».

6.Беседа о рисунках детей. (Каждый из учащихся рассказывает о своём рисунке).

Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Ребята, а сейчас по очереди назовите правила поведения в лесу, согласно знакам:

  1. 1. Не рви цветы.
  2. 2. Нельзя разорять муравейники.
  3. 3. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
  4. 4. Не повреждай кору деревьев.
  5. 5. Нельзя брать яйца из гнезд.
  6. 6. Не разводите костер в лесу.
  7. 7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
  8. 8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  9. 9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
  10. 10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

7.Работа над пословицами и поговорками.

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней.

Давайте продолжим пословицы.

Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.

8. Итог воспитательного часа.

Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней.

Рефлексия. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите...

tctnanotec.ru - Портал о дизайне и ремонте ванной комнаты