Движущей силой всякого развития согласно диалектике является. Всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов. По выражению М. Хайдеггера, _________ – дом бытия

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.

Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их "борьба", т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).

Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, прерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.

2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.

Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) - взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова:

количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.

Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера - это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится - ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.

Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость - в скупость, щедрость - в мотовство и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы надвидового ранга (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже, несомненно, макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет - почти что вечность, а для биосферы в целом - лишь мгновение.

Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом знаний приводит в конечном счете к появлению нового качества его личности - он становится специалистом, профессионалом. А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально.

3. Закон отрицания отрицания.

Сброс развивающейся системой старого качества можно квалифицировать как его отрицание. Но поскольку оно должно обеспечивать продолжение развития, диалектическое отрицание не может быть простым отвержением или уничтожением прежних форм. Оно непременно должно сохранить единство, преемственность в развитии объекта. Поэтому категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.

Так, например, теория относительности А. Эйнштейна не зачеркивает физику И. Ньютона как заблуждение, а включает ее в себя на правах частного случая. Как бы радикально ни менялись со временем исторические типы экономики, политики или морали, их главные достижения не уходят безвозвратно в прошлое, но сохраняются на всех последующих этапах исторического развития, пусть и в существенно измененном виде.

Развитие любого объекта распадается на ряд фаз или стадий, каждая из которых характеризуется обретением нового качества и, следовательно, может рассматриваться как отрицание предыдущего состояния. Таких отрицаний у развивающегося объекта иногда набирается довольно много. Однако в цепи диалектических отрицаний особое значение получают два следующих друг за другом отрицания, формирующих относительно законченный цикл развития объекта. Специфичность именно двойного отрицания легче всего увидеть в чисто формальных преобразованиях: если мы имеем некое состояние объекта (а), то первое отрицание превратит его в свою противоположность (-а), а второе (-а) - вернет на исходную позицию (а). В реальных процессах развития такой безусловный возврат к начальной ступени, конечно же, невозможен в силу их необратимости. Однако частичный повтор на высших стадиях развития существенных характеристик первых его фаз обязательно имеет место. Эта особенность развития выражается в диалектическом принципе (законе) отрицания отрицания. Сформулируем его так: развитие осуществляется таким образом, что на высших его стадиях происходит как бы возврат к прошлому, повторение некоторых черт, свойств, моментов, имевших место на предшествующих стадиях, впоследствии утрачиваемых и вновь восстанавливаемых, но уже в измененном виде.

Принцип двойного отрицания является констатацией определенного ритма, или цикличности процессов развития. Лучше других нам знакомы циклы биологические (семя - растение - семя, детство - зрелость - старость) и социальные (чередование спадов и подъемов экономики, состояний войны и мира в политике, эпох ренессанса и декаданса в искусстве и т.д.). В них совершенно очевидно просматривается не просто механическое повторение одних и тех же состояний, но именно развитие, т.е. нарастание (пусть и небольшое в каждом отдельном цикле) высоты организации и порядка развивающихся систем.

Например, состояние социального мира - это не просто отсутствие конфликтов. Это состояние разрешенного конфликта, из которого стороны выходят обогащенные по крайней мере полученным опытом. Восстановившееся после болезни здоровье - это не буквальный возврат к прежнему, ведь организм хотя бы на некоторое время получает иммунитет к данной болезни.

Иными словами, в завершенном цикле развития происходит как бы возврат к старому, но уже на иной качественной основе. В детстве мы вынуждены слушаться своих родителей. В юности мы начинаем против них бунтовать. В зрелом же возрасте приходит понимание, что бунтовали-то мы во многом зря, что в требованиях старших была своя логика и правда. (Сей феномен называется в психологии "поздним послушанием") Мы снова, как и в детстве, "слушаемся" родителей, но совсем по-другому - уважительно, но критично. То есть налицо своеобразный диалектический синтез предшествующих противоположных (отрицающих друг друга) стадий развития.

Все упомянутые выше законы диалектики теснейшим образом связаны друг с другом, ведь они отражают разные стороны единого процесса развития. Но взаимосвязь эта иерархична: базовым, фундаментальным законом является единство и борьба противоположностей. Его содержание "просвечивает" в действии двух других: взаимодействие количества и качества или отрицающих друг друга стадий развития объекта суть не что иное, как проявление исходного принципа противоречивости. Противоположности же в определенных условиях "сходятся", т.е. переходят, "переливаются" друг в друга. И во взаимоотношениях количества с качеством и последовательных отрицаний наблюдается та же картина: количественные изменения служат причиной изменений качественных, и наоборот; отрицающие друг друга стадии развития объекта "сливаются" в синтезе на следующей ступени и т.д.

Атрибуты материи являются всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов, обусловленными их происхождением из единого начала – и природные образования (например, Солнечная система, Земля, биологические виды), и социальные институты (например, семья, государство). Несмотря на то, что объекты воспринимаются нами как специфически индивидуальное, в результате сравнения устанавливается их сходство, общность в определенных отношениях. Для обозначения того, что присуще всем объектам, и употребляется термин «всеобщее», или «атрибут»: системность, движение, пространство, время, качество, количество и т.д. Атрибуты материи отражаются в философских категориях, но не тождественны им: атрибуты существуют объективно, а категории (понятия, отражающие всеобщее) – в познании и сознании, хотя и то, и другое могут обозначаться одним словом.

Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, – гласит закон …

Энтропии

Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу – гласит закон энтропии. Энтропия – способность энергии к превращениям, неупорядоченность. Современная физика утверждает, что закон энтропии применим к замкнутым макроскопическим системам и неприменим ко Вселенной в целом, поскольку она не является таковой.

Метафизика как модель развития абсолютизирует …

Устойчивость

Метафизика как модель развития абсолютизирует устойчивость. Метафизика считает развитие циклическим, повторяющимся процессом.

Реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние, называется …

Политическим пространством

Реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние, называется политическим пространством.

Концепция, согласно которой пространство и время понимались как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами, называется …

Реляционной

Философом, приравнявшим пространство к протяжению и отождествившим его с материей, которая получает статус субстанции, был …

Р. Декарт

Философом, приравнявшим пространство к протяжению и отождествившим его с материей, которая получает статус субстанции, был Р. Декарт. Данное положение отражено в его дуалистическом понимании бытия.

Принцип объективности

Напомним, что само использование диалектики проходит почти через всю историю философии. Сократ обозначил словом «диалектика» искусство вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. В настоящее время диалектика понимается как методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи. По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития. Принцип объективности является одним из наиболее важных принципов диалектики. Он дополняется принципом системности, направляющим мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности системы, а также необходимых связей рассматриваемого предмета с окружающими его предметами и процессами. Принципы объективности и системности приводят к необходимости рассмотрения самой истории объекта, его бытия в прошлом и тенденциях развития в будущем, то есть принципу историзма.

К основным формам теоретического знания относятся …

Проблема

Гипотеза

Закон

К основным формам теоретического знания относятся проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема – форма теоретического знания, основным содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема есть процесс, который включает в себя два основных момента – ее постановку и решение. Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, требует проверки и обоснования. Ключевым элементом теории является закон. В самом общем виде закон можно рассматривать как связь между явлениями и процессами, которая является объективной, существенной, необходимой и повторяющейся.

К естественным наукам относятся …

Физика

Химия

Биология

Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются …

Принцип объективности

Принцип системности

В мышлении выделяются следующие уровни:

Разум

Рассудок

Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. В философской традиции принято выделять два основных уровня мышления: рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Разум – диалектическое мышление – высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход разума и рассудка.

К общенаучным методам относятся …

Абстрагирование

Анализ

Индукция

Общие методы, находящие применение в большинстве или во всех науках называют общими методами. К ним относятся общелогические методы и приемы исследования – анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, идеализация; а также методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение моделирование и др.

Теория, которая показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, называется теорией …

Относительности

Теория, которая показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, называется теорией относительности. Она подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи.

Всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни, нескончаемая длительность называется …

Вечностью

Всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни, нескончаемая длительность называется вечностью. Современная философия и физика утрачивают представление о вечности, истолковываемой либо как только метафора, либо как нескончаемая длительность.

Диалектика бытия

Направление развития от низшего к высшему называется …

Прогрессом

Диалектика появилась как оппозиция …

Метафизике

Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется …

Эволюцией

С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …

Диалектикой

С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется диалектикой. Диалектика представлялась как основа любого научного изыскания.

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

Изменением

Количественная мера возможности называется …

Вероятностью

Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является …

Противоречие

С позиций диалектического материализма источником движения является …

Противоречие

С позиций диалектического материализма источником движения является противоречие. Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, составляют противоречие, для этого они должны взаимодействовать друг с другом.

Система философских воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса называется …

материализмом и идеализмом

космоцентризмом и теоцентризмом

стоицизмом и эпикуреизмом

Решение:Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между универсализмом и индивидуализмом. Тождество человека и гражданина, характерное для античного полиса, в период эллинизма (начиная с имперских завоеваний Александра Македонского в IV в. до н.э.) было нарушено. Появился субъект нового типа, осознающий себя как нечто отличное от общества, государства. При этом социально-историческая действительность, с одной стороны, требовала универсального развития этого субъекта, с другой – человек находился в постоянном антагонизме с военно-монархической организацией и нуждался в создании своего индивидуального, внутреннего мира. В этот период метафизика уступает место этике, где главным вопросом становится не то, что есть вещи сами по себе, а то, как они к нам относятся. Все основные направления: и стоицизм, и эпикуреизм, и скептицизм – рассматривают философию как учение, разрабатывающее правила и нормы человеческой жизни.

ЗАДАНИЕ N 5 сообщить об ошибке

Тема: Философия Средних веков и Возрождения

В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан …

Т. Кампанеллой Н. Макиавелли Дж. Боккачо Т. Мором

ЗАДАНИЕ N 6 сообщить об ошибке

Тема: Философия Нового времени

Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию …

детерминизма волюнтаризма индетерминизма либерализма

Решение:Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи и причинной обусловленности явлений и процессов реальности. Механистический детерминизм Спинозы отождествляет причинность с необходимостью и исключает случайность. Случайность, с точки зрения философа, только иллюзия. Универсальная детерминация всего сущего распространяется и на человека. Свобода воли – иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие. Истинная свобода – «свободная необходимость» – возможна лишь для того, кто достигает адекватных, разумно-интуитивных идей и постигает единство обретенной свободы с необходимостью.

ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

Тема: Функции философии

Функция философии, состоящая в объяснении частных явлений с мировоззренческой точки зрения, в конкретном определении места явления в единой научной картине мира, называется …

интерпретаторской

формационной

редуцирующей

аксиологической

Функция философии, состоящая в объяснении частных явлений с мировоззренческой точки зрения, в конкретном определении места явления в единой научной картине мира, называется интерпретаторской. При интерпретации устанавливается мировоззренческое значение имеющейся информации.

ЗАДАНИЕ N 8 сообщить об ошибке

Тема: Структура философии

Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется …

монизмом дуализмом позитивизмом плюрализмом

Решение:Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется монизмом. Согласно монизму в мире можно найти единую основу всего сущего. Так, материалистическая философия усматривает эту основу в материи. Монизм противостоит плюрализму и дуализму.

ЗАДАНИЕ N 12 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является …

противоречие количество и качество взаимодействие атомов и элементарных частиц первотолчок

Движущей силой, источником всякого развития, как природного, так и социального, является противоречие. Рассмотрение объектов во всеобщей взаимосвязи и движении обнаруживает объективную противоречивость, то есть взаимодействие взаимоисключающих, но при этом находящихся во внутреннем единстве сторон действительности (например, положительного и отрицательно заряженных частиц, биологической наследственности и изменчивости, производительных сил и производственных отношений, культурных традиций и новаций и т.д.). Противоречие «есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно» (Гегель Г. В. Ф. Наука логики. – Т.2. – М., 1971. – С.65). Взаимодействие противоположностей образует в объектах внутреннее «напряжение», «противоборство», которое предопределяет тенденцию к развитию объекта.

ЗАДАНИЕ N 13 сообщить об ошибке

Тема: Движение, пространство, время

С позиций креационизма источником движения является …

развитие

С позиций креационизма источником движения является Бог. Он сотворил весь мир, и в том числе движение.

ЗАДАНИЕ N 14 сообщить об ошибке

Тема: Системность бытия

Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется …

детерминизмом

индетерминизмом

кумулятивизмом

интернализмом

Решение:Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется детерминизмом. Причинная обусловленность всех явлений с позиций данного учения универсальна, выражает закономерные взаимосвязи и взаимозависимости.

ЗАДАНИЕ N 15 сообщить об ошибке

Тема: Научное и ненаучное познание

Основными подходами к проблеме развития научного знания являются …

кумулятивистский

антикумулятивистский

метафизический

теоретический

Решение:Основными подходами к проблеме развития научного знания являются кумулятивистский и антикумулятивистский. Согласно кумулятивистскому взгляду, развитие науки представляется поступательным, последовательным возрастанием твердо установленных, то есть доказанных, эмпирически обоснованных истин.

Напротив, антикумулятивизм утверждает принцип несоизмеримости научных теорий и идеализирует моменты cкачкообразности в перехода от старых концепций к новым.

ЗАДАНИЕ N 16 сообщить об ошибке

Тема: Наука и техника

Основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации создавалась техника, называется …

инженерной промышленной аксиологической производной

Основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации создавалась техника, называется инженерной. В конце XVIII–начале XX вв. формируются основные виды инженерной деятельности: инженерное изобретательство, конструирование, инженерное проектирование.

ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

Тема: Методы и формы научного познания

П. Фейерабенд Т. Кун К. Поппер О. Конт

Решение:Автором концепции «методологического анархизма» является П. Фейерабенд – американский философ и методолог науки, один из наиболее видных представителей постпозитивизма. По мнению П. Фейерабенда, наука иррациональна и ничем не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии. Отсюда Фейерабенд выдвигает идею «методологического анархизма» – «anything goes» («все допустимо», «все сгодится»), изложенную в произведении «Против метода. Очерк анархисткой теории в познании» (1975 г).

ЗАДАНИЕ N 21 сообщить об ошибке

Тема: Структура общества

Установите соответствие между событиями и типами социальной мобильности.

1. В результате сокращения производства часть рабочих предприятия стали безработными.

2. Учитель был назначен директором школы.

3. Накануне вступления в брак невеста приняла католичество.

1 нисходящая вертикальная

2 восходящая вертикальная

3 горизонтальная

межпоколенная

Решение:Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую. Выделяют два типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же социальном уровне. Вертикальная мобильность – переход из одного социального пласта в другой. П. А. Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности – восходящую (социальный подъем) и нисходящую (социальный спуск). Кроме этого, существует классификация, согласно которой социальная мобильность может подразделяться на внутрипоколенную (один человек в течение своей жизни меняет статусы) и межпоколенную (дети занимают более высокую или более низкую ступень по отношению к свои родителям).

ЗАДАНИЕ N 22 сообщить об ошибке

Тема: Общество и история

Центральным понятием философии В. И. Вернадского является …

Процесс воспитания диалектичен. Слово "диалектика" в пере­воде с греч. означает "процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости". Характеризуя процесс воспитания, А. С. Макаренко подчеркивал, что со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений. Это обстоятельство нельзя не учитывать в реальном воспитательном процессе. Оно сообщает ему гибкость, подвижность, динамичность, изменчивость. Никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребенок, вступая в новые системы общественных связей и отношений, возрастают и усложняются социальные функции воспитательного процесса, требования к подрастающему поколению. Диалектичность воспитательного процесса обусловлена тем, что воспитанник выступает в этом процессе не только объектом, но нередко и его субъектом. Вообще понятия "субъект" и "объект" в процессе воспитания относительны, взаимопроникаемы и взаимообусловлены.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречивости. В сущности, он направлен на разрешение противоречий между требованиями, которые предъявляются воспитанникам, и их подготовленностью, уровнем их развития. Согласно диалектике движущей силой всякого развития являются внутренние факторы. Однако они только тогда определяют содержание и направление развития, когда для их проявления созданы благоприятные внешние условия. Складываясь и изменяясь под воздействием внешних обстоятельств, внутренние силы ребенка сами обусловливают переход личности на более высокий этап ее развития.

Противоречия, составляющие движущую силу воспитательного процесса, могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние противоречия проявляются в несоответствии, расхождении между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей. Нередки случаи, когда школьник оказывается свидетелем таких поступков сверстников и взрослых, которые идут вразрез с общественными нормами. Одним из внешних противоречий воспитательного процесса является противоречие между внешними требованиями и поведением самого учащегося.

Характерная особенность ребенка как объекта воспитательного процесса состоит в наличии противоречия между его реальными данными и требованиями общества к его поведению и деятельности, между позицией воспитанника и его стремлением к самостоятельности.

К числу внутренних противоречий относится противоречие между притязаниями школьника и его возможностями. Одним из основных источников развития человека как личности является противоречие между потребностями и способами (условиями) их удовлетворения. Если потребность школьника удовлетворяется соответствующим предметом или действием и в необходимом размере, то противоречие снимается на ранних стадиях. Практически же бывает так, что потребность удовлетворяется не сразу и не в полной мере. В этой ситуации возникает противоречие, которое, в свою очередь, порождает напряжение.

Всякое противоречие так или иначе должно быть разрешено, или же оно существует до тех пор, пока не исчерпает себя. Преодолевая противоречие, (личность поднимается в своем развитии, приобретает новое качество, готовность решать более сложные задачи, овладевать более совершенными способами деятельности и поведения.

Воспитание сознательной дисциплины тесно связано с воспитанием культуры поведения.

Культура поведения проявляется в соблюдении человеком общепринятых норм общественного порядка, личной гигиены, организации своего труда, норм отношений к окружающим людям, а также в уровне эстетической культуры, помогающей соблюдать чувство меры в своем поведении (речь, жесты, мимика, внешний вид и др.).

Культура поведения не может воспитываться обособленно при помощи каких-то специальных средств, ее воспитание является частью всей деятельности школы. Проводя работу по воспитанию дисциплинированности учащихся, учителю необходимо направлять свои усилия на развитие у детей стремления вести себя культурно, прививать им навыки и привычки культурного поведения.

Важнейшее значение в этом имеет организация всей жизни школы:

Четкость учебного распорядка,

Чистота и порядок помещений,

Культура поведения и внешнего вида детей и школьного персонала,

Культура взаимоотношений.

Все это дополняется систематической разъяснительной работой, привлечением семьи к воспитанию культуры поведения у детей.

В формировании навыков и привычек поведения крайне необходимы разнообразные упражнения. Установление твердого режима поведения детей, единство режимных требований семьи и школы также обеспечивают воспитание навыков и привычек культурного поведения. Перед школой и семьей возникает задача не только привить детям положительные навыки, но и преодолеть дурные привычки.


К. Марксом

Платоном

Конфуцием

Основные законы диалектики были сформулированы Г. Гегелем. В работе «Феноменология духа» он формулирует три закона диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений в качественные; 3) закон отрицания отрицания.

ЗАДАНИЕ N 11 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

синтезом

анализом

ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

изменением

устойчивостью

метафизикой

константностью

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется изменением. Любые изменения коррелятивно связаны с чем-то устойчивым.

ЗАДАНИЕ N 9 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

противоречие

развитие

ЗАДАНИЕ N 3 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

самодвижением

трансформацией

моделированием

абстракцией

ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется …

самодвижением

трансформацией

моделированием

абстракцией

Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется самодвижением. Идея самодвижения, зародившись в античности, особенно важную роль приобрела в философии Г. Гегеля, рассматривавшего эволюцию сущего через призму учения о самопротиворечивости и саморазвитии духа.

Тема: Диалектика бытия

эволюцией

онтологией

движением

трансляцией

ЗАДАНИЕ N 29 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется …

эволюцией

онтологией

движением

трансляцией

Процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам, называется эволюцией. Наиболее известной теорией эволюции является концепция Ч. Дарвина.

Тема: Диалектика бытия

Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется …

самодвижением

Тема: Диалектика бытия

качеством

Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется качеством. В настоящее время категорию качества определяют с помощью понятия свойства. Есть существенные и несущественные свойства. Совокупность существенных свойств предмета и есть его качество.

Диалектика бытия

вероятностью

ЗАДАНИЕ N 20 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Количественная мера возможности называется …

вероятностью

Количественная мера возможности называется вероятностью. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она указывает на величину основания возможности в реальности.

Тема: Диалектика бытия

противоречие

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

Важной характеристикой развития является …

необратимость изменений

Тема: Диалектика бытия

Количественная мера возможности называется …

вероятностью

Тема: Диалектика бытия

С позиций диалектического материализма источником движения является …

противоречие

С позиций диалектического материализма источником движения является противоречие. Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, составляют противоречие, для этого они должны взаимодействовать друг с другом.

Тема: Диалектика бытия

С позиций диалектического материализма источником движения является …

противоречие

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

Направление развития от низшего к высшему называется …

прогрессом

Тема: Диалектика бытия

диалектикой

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

Отношение между объектами, проявляющееся в том, что состояния или свойства любого из них меняются при изменении состояния и свойств других, называются …

Тема: Диалектика бытия

Материалистическая диалектика была разработана и обоснована …

Ф. Энгельсом

Материалистическая диалектика была разработана и обоснована Ф. Энгельсом. В работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления.

Тема: Диалектика бытия

Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются …

всеобщая связь и развитие

Тема: Диалектика бытия

Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …

изменением

Тема: Диалектика бытия

С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …

диалектикой

С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется диалектикой. Диалектика представлялась как основа любого научного изыскания.

Тема: Диалектика бытия

Новый этап развития в диалектике называется …

синтезом

Тема: Диалектика бытия

Реализация единственной возможности в определенных условиях называется …

необходимостью

Реализация единственной возможности, в определенных условиях есть необходимость. Если в объекте при данных условиях в определенном отношении имеется лишь одна возможность, которая может превратиться в действительность (например, падает предмет, лишенный опоры, живое существо смертно и т.д.), то в этом варианте мы имеет дело с необходимостью. Если же в объекте при данных условиях имеется несколько различных возможностей, любая из которых может превратиться в действительность (например, при бросании монеты существует возможность выпадения той или другой стороны), то мы имеем дело со случайностью. Необходимость и случайность определяются как различие способов превращения возможности в действительность.

Тема: Диалектика бытия

Новый этап развития в диалектике называется …

синтезом

Новый этап развития в диалектике называется синтезом. Синтез есть объединение всего того, что было на предыдущих этапах, и повтор на высшей ступени характерных черт, структуры исходной ступени.

Тема: Диалектика бытия

Диалектика появилась как оппозиция …

метафизике

Диалектика появилась как оппозиция метафизике. Исторически между этими методами мышления и моделями развития шло противостояние. Метафизика абсолютизировала устойчивость и цикличность, а диалектика считала основой развития противоречие.

Тема: Диалектика бытия

Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является …

противоречие

Тема: Диалектика бытия

Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется …

качеством

Тема: Диалектика бытия

Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется …

качеством

Тема: Диалектика бытия

Количественная мера возможности называется …

tctnanotec.ru - Портал о дизайне и ремонте ванной комнаты