Что такое байпас и в каких случаях он необходим. Как установить байпас в систему отопления – варианты и правила установки Кран байпасный для отопления

Даже самые незначительные сбои в работе инженерных коммуникаций потенциально могут перерасти в острые проблемы и, как результат, стать причиной серьезного дискомфорта для всех домочадцев. Именно поэтому осмотрительные хозяева стараются всеми силами предупредить подобные неудобства, устанавливая в своих жилищах разного рода вспомогательные устройства. Один из них – байпас, активно эксплуатирующийся в системах и . О нем далее и пойдет речь: разберемся, что это за приспособление, каковы принципы его работы, в чем его плюсы и зачем он нужен. А напоследок расскажем и покажем видео, как выполняется установка байпасного клапана своими руками.

Конструкция и принцип действия

Конструктивно байпас представляет собой трубу-перемычку с запорно-регулирующей арматурой. Его главная задача – создавать параллельный поток рабочей жидкости в обход определенного прибора инженерной системы. Иными словами байпас создает обводную линию.

Принцип работы устройства чрезвычайно прост: при нормальном функционировании системы отопления или водоснабжения перемычка свободно пропускает через себя поток жидкости, но как только этот поток необходимо ограничить, запорный элемент байпаса закрывается, и жидкость начинает проходить в обход определенного отрезка системы. Такая блокировка возможна за счет разницы диаметров самого байпаса и подводящей трубы – первый всегда меньше второго.

Размещение байпаса

Использование байпаса дает немало преимуществ. Во-первых, существенно упрощается обслуживание систем отопления и водоснабжения. Во-вторых, при большом количестве батарей отопления увеличивается общее КПД системы и уменьшаются расходы энергии. В-третьих, исчезает проблема завоздушивания труб и батарей из-за их разгерметизации. В-четвертых, появляется возможность использовать оборудование даже в нештатных и аварийных ситуациях. Как все эти преимущества становятся реальностью? Выясним, познакомившись с особенностями применения перемычек в разных инженерных системах. Но перед этим узнаем, какими бывают современные байпасы.

Разновидности байпасов

Байпасы классифицируют по двум критериям:

  • тип запорной арматуры;
  • назначение.

По первому признаку различают два вида байпасов:


Важно! Автоматический байпас с клапаном можно устанавливать только в тех системах отопления и водоснабжения, где используется исключительно чистый носитель – окалина, накипь, ржавчина и другие грязные примеси при попадании на клапан могут спровоцировать его деформацию, вследствие которой запорный механизм перестанет полностью закрываться.

Исходя из назначения, байпасы делятся на:

  • радиаторные – устанавливаются на подходах к и используются для их отключения при необходимости;
  • насосные – монтируются вместе с насосами и используются или для изменения их режима работы, или для полного отключения;

Особенности применения

Чаще всего байпасы используются для таких целей:

  • Обслуживание отдельных приборов без остановки всей системы. Если по каким-то причинам нужно снять оборудование в системе отопления или на линии водопроводной сети, например, для его ремонта или замены, следует просто перекрыть краны входа и выхода рабочего носителя и тогда жидкость пойдет по байпасу, а вы сможете без последствий демонтировать необходимый прибор.

Байпас в системе отопления

  • Усовершенствование работы однотрубной схемы отопления. Главный минус однотрубной системы – неравномерное распределение теплоносителя: так как батареи здесь подключены последовательно, то по мере движения рабочая жидкость остывает и последним приборам достается уже почти холодный носитель. Чтобы этого избежать, перед каждым радиатором устанавливается байпас – благодаря ему определенная часть носителя двигается в обход батарей и в результате доходит горячей даже к дальнему прибору.

Совет. Аналогичным образом можно регулировать теплоотдачу радиаторов и в двухтрубной системе – просто перекройте кран в выбранном месте, и горячий носитель будет двигаться в те зоны, которые действительно нуждаются в обогреве.

  • Поддержание работы системы отопления без электропитания. Если в системе используется электрический насос, то, логично, что при отключении электропитания, он перестанет работать и остановит процесс отопления. Но байпас спасет и в этой ситуации: перекрыв подающий кран насоса и пустив ход носителя через перемычку, можно активизировать естественную циркуляцию жидкости и восстановить работоспособность системы.

Установка байпаса

Чтобы выполнить грамотный монтаж байпаса, следует обязательно учитывать следующие правила и нюансы:

  • диаметр перемычки должен быть уже диаметра трубы, к которой она подключается, иначе носитель попросту не будет попадать в подводящее устройство;
  • байпас должен быть максимально удален от стояка – его располагают как можно ближе к прибору, который он будет обслуживать;
  • перемычка должна располагаться горизонтально, чтобы избежать эффекта завоздушивания;
  • перед началом монтажа нужно слить весь носитель из системы.

Непосредственно установка может выполняться двумя способами.

Установка байпаса

Первый – посредством сварки. Сначала снимите прибор, который будет перекрывать байпас – чаще всего это батарея, поэтому будем рассматривать процесс на ее примере. Затем в наиболее удобном месте подводящей трубы сделайте отверстия по диаметру перемычки, плотно вставьте ее и приварите. Далее на резьбу, где раньше был радиатор, установите запорную арматуру. В финале приставьте батарею на новое место, подсоедините к системе и зафиксируйте кронштейнами на стене.

Второй – с помощью муфт. Тут также сначала снимите прибор. Потом на входную трубу посредством заводских муфт накрутите байпас, а на противоположных краях установите запорную арматуру. Далее перенесите крепления снятого прибора, поставьте его на новое место, подключите и зафиксируйте кронштейнами.

Как видите, на первый взгляд простейший отрезок трубы, выполняющий роль обводной перемычки, может подсобить во многих ситуациях. Байпас успешно закрывает самые различные потребности в системах водоснабжения и отопления – от поддержания работы в критические моменты до защиты оборудования, так что без его установки полноценное функционирование инженерных коммуникаций будет очень затруднено.

Что такое байпас: видео

Байпас: фото





Если попытаться охарактеризовать байпас в системе отопления с точки зрения обывателя, то это будет некая перемычка в виде отрезка трубы, которую устанавливают между прямой и обратной проводкой радиатора отопления.

Отопительная система жилого дома в своем составе содержит перечень компонентов, а нарушение работы хоть одного из них может послужить причиной не только перебоев работы, но и разрушения. Кроме того, следует обязательно обеспечить комфортный ремонт и замену разных узлов системы. Именно таким и является назначение байпаса в системе отопления. Это участок параллельного трубопровода. К примеру, при установке параллельно с радиатором участка трубопровода можно сохранить работоспособность всей системы отопления при очищении, ремонте или замене узла.

Виды байпаса

В зависимости от того, какая будет система использования байпаса, их делят на две группы:

  • Обычно он применяется для циркуляционных насосов и функционирует периодически при необходимости. После того, как насос включается, клапан открывается от переизбытка давления и пропускает носитель тепла. При отключении насоса клапан автоматически закрывается. Но помните, что если сюда попадет окалина или ржа, то он может выйти из строя.

  • Без клапана. Такой байпас позволит произвести ремонт на определенном участке системы без ее отключения. Также можно будет подключиться к отопительной системе в помещении, где ранее не было радиатора.

Примеры применения байпаса

В качестве элемента регулирования носителя тепла возле радиаторов
В данном случае байпас в системе отопления, фото применительно к радиаторам можно посмотреть ниже. Так, байпас возвращает в стояк избыток носителя тепла из батареи, когда при помощи ручного или автоматического терморегулятора меняется его количество. Иными словами, именно через байпас носитель тепла транспортируется параллельно к запорной и регулирующей арматуре. Без байпаса невозможно будет произвести ремонт радиатора, когда отопительная системы будет работать. Также этот узел способен ускорить процесс наполнения или освобождения системы.


В качестве элемента для работы системы в случае отключения электрической энергии
Установка байпаса в системе отопления целесообразна при устройстве современных систем отопления, которые применяют циркуляционные насосы. Ведь первым вопросом при покупке такого отопления будет – а как же система будет работать, если вдруг отключится электричество.

Именно в таких случаях и появляется необходимость установки байпаса в системе отопления. При этом он играет важную роль – в тот момент, когда отключается электроэнергия, пользователь должен перекрыть кран подачи носителя тепла на насос и открыть его на центральной трубе.

А если у вас применяется автоматический байпас в системе отопления, то и такое действие может произойти автоматически. Благодаря этому система приводится к естественной циркуляции.

Установка байпаса

В процессе монтажа байпаса необходимо руководствоваться СНИПом. Этот документ регламентирует список компонентов и их характеристик для установки в систему отопления. Монтаж байпаса должен делать специалист. В процессе выбора деталей нужно обязательно проверить их на дефекты и брак. На кранах – не экономьте, так как дешевые варианты могут просто-напросто протекать.

Монтаж тех приборов, которые будут работать на байпасе, должен производиться по направлению к носителю тепла в последовательности: фильтр, клапан, циркуляционный насос. Ввод байпаса в стояк возле насоса должен выполняться с запорными клапанами. Сам элемент лучше всего поставить горизонтально. Так, система будет защищена от скопления воздуха.

Байпас также подойдет и для совершенствования однотрубной системы отопления. Конечно, такая система – это достаточно устаревший вариант, но все-таки у многих она работает, да еще и эффективно.

При установке байпаса в такой системе следует соблюдать несколько правил:

  • Байпасный клапан в системе отопления нужно размещать на максимальном удалении от вертикального участка трубы (ближе к радиатору).
  • Обводная труба может быть сделана сразу же на месте – понадобится труба, тройник, производство сварочных работ. А также можно ее купить уже готовую и сделать монтаж на резьбе.
  • Вход радиатора и байпас должны разделяться регулировочным вентилем, или же терморегулятором радиатора.
  • Помните, что если диаметр байпаса в системе отопления будет таким же, как и трубопровод, то поступление носителя тепла в батареи будет ограничено. Именно поэтому диаметр байпаса должен быть на размер меньше диаметра подводки.

Запорная арматура на байпасе

На участке системы отопления, где сужается диаметр, уменьшающий скорость потока, можно применять только шаровые вентили.

Такие вентили обладают встроенным в корпус металлическим шаром, имеющим отверстие необходимого диаметра. Благодаря подобной конструкции уменьшения просвета в полном открытом вентиле не будет. Но заметим, что такие вентили не подлежат ремонту, поэтом при их неисправностях они заменяются.

В процессе работы шаровых вентилей следует знать, что при долгом отсутствии их работы они могут прикипать. Именно поэтому периодически их нужно проворачивать, даже если нет необходимости.

Экономия

Несомненно, монтаж байпаса позитивно скажется на сокращении ваших расходов энергоносителя. К примеру, в сравнении с работой системы отопления с замыкающим участком и обычной проточной, то первая из них будет с уменьшением объема теплоносителя, подаваемого в батареи, примерно на 30-35%. Таким образом, теплоотдача радиатора может уменьшиться на 10%.

Конечно же, на практике такие вот изменения – это не такое уж и кардинальное улучшение, особенно, если в системе переизбыток тепла. Кроме этого, если типоразмер батарей подобран верно, то есть и запас эффективности – тоже 10-15%.

Таким образом, получается, что довольно простая деталь, даже несколько примитивная, – это универсальный инструмент для создания в вашем доме приятной среды, при том, что счета порадуют потребителей небольшими суммами.

Отопление и вентиляция

Байпас в системе отопления - что это такое, и для чего он нужен

От автора: здравствуйте, дорогие друзья! Если вы впервые занялись обустройством отопления и начали искать информацию по этому поводу, то уже убедились, что существует множество неизвестных ранее нюансов, которые необходимо учесть. Например, некоторые не могут сразу разобраться с тем, какие именно элементы конструкции необходимо устанавливать.

Источник: https://kermi.center

Конечно, с основными составляющими все понятно: , трубы, радиаторы - все это в той или иной степени вам знакомо. А вот по поводу других элементов могут возникнуть вопросы. К примеру, байпас в системе отопления что это такое? Зачем его устанавливать и как это сделать? Ответы на эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье.

Что такое байпас

Байпасный обвод - это элемент системы отопления, который значительно облегчает процесс эксплуатации и обслуживания трубопровода. Он представляет собой отрезок трубы, который закрепляется таким образом, чтобы у теплоносителя был дополнительный маршрут для тока.

Как правило, байпасы размещаются в тех местах, где подключено какое-либо оборудование: радиаторы, котлы, насосы и так далее. При этом на отделяемое изделие устанавливаются запорные вентили. При их перекрытии теплоноситель вынужденно пойдет по альтернативному пути - через байпасный обвод.

Для чего нужен дополнительный маршрут? Тут стоит сразу сказать, что подобные обходные пути предусматриваются на однотрубной системе отопления. Принцип работы этой схемы заключается в том, что радиаторы подключаются к контуру последовательно, друг за другом. Теплоноситель, выходя из котла, должен пройти через каждый из них, чтобы дойти до самого последнего, и уже оттуда вернуться в нагревательный бак.

Но представьте, что на каком-то участке такого трубопровода возникла неполадка. Например, потекло место соединения одного из радиаторов с подающей трубой. Понятно, что самое естественное действие в такой ситуации - отключить от системы вышедшее из строя оборудование и произвести его ремонт.

Но проблема в том, что при последовательном перекрытие подачи воды в один из них автоматически отключает и все остальные, расположенные далее по контуру. И хорошо еще, если дело происходит в относительно теплое время года.

А вот посреди зимы подобные ситуации чреваты не только легким дискомфортом для проживающих в доме людей. Теплоноситель в остановленной системе отопления в условиях окружающей отрицательной температуры сначала остынет, а затем замерзнет.

Как все вы знаете, при превращении в лед вода расширяется. Поскольку это будет происходить внутри труб, эти элементы системы могут деформироваться, особенно в местах соединений. В итоге при повторном запуске отопления вы можете получить прорыв трубопровода и полное нарушение работоспособности отопления.

Понятно, что подобные ситуации лучше предотвратить, чем исправлять. И вот тут в дело вступает байпас, который может стать настоящим спасением. При отключении одного из радиаторов теплоноситель просто пойдет по байпасному обводу. Тем самым ток воды в системе не будет прекращен. А значит, и описанных выше последствий можно не бояться.

Впрочем, обходной путь может пригодиться не только при вынужденном ремонте. Иногда бывает так, что батареи отопления чрезмерно горячи. Это частая ситуация во многоквартирных домах, поскольку централизованная система не может подстроиться под каждую оттепель. В результате в квартире становится очень жарко.

Тут-то и пригождается возможность перекрыть один из радиаторов. Во-первых, при использовании байпаса, как уже говорилось выше, не будет нанесено ущерба другим батареям. Во-вторых, не будет факторов, повышающих давление внутри системы, поскольку ток теплоносителя не нарушится.

В общем, от установки байпаса сплошные плюсы. Но немаловажно знать подробно, какие бывают разновидности этого элемента, и как производится их установка в систему отопления.

Разновидности байпасов

По своей функциональности все байпасные обводы делятся на три разновидности:

  • нерегулируемые;
  • регулируемые посредством ручного управления;
  • регулируемые автоматически.

Все типы отличаются друг от друга как конструкцией, так и принципом работы.

Нерегулируемый байпас

Самый простой вариант - это нерегулируемый байпасный обвод. Он представляет собой просто отрезок трубы, вмонтированный в трубопровод, без каких-либо дополнительных регулирующих элементов. Проход теплоносителя по этому участку никак не управляется. Как правило, такой метод обустройства обводящего маршрута применяется совместно с подключением радиаторов к системе отопления.

Байпас может быть установлен как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. При монтаже очень важно учитывать фактор гидравлического сопротивления. В каком пути оно ниже, по тому маршруту и пойдет жидкость. Отсюда следуют следующие правила:

  • если байпасный обвод установлен вертикально, то его диаметр должен быть меньше, чем у главной трубы. В противном случае теплоноситель всегда будет циркулировать именно по байпасу, игнорируя радиатор отопления;
  • если байпасный обвод имеет горизонтальное расположение, то диаметр этого отрезка трубы должен быть таким же, что и у главной магистрали. Но при этом патрубок, который отходит к батарее отопления, должен иметь меньший диаметр. Это связано с тем, что горячий теплоноситель упорно стремится пойти вверх, в соответствии с законами физики.

Регулируемый байпас с ручным управлением

Регулируемый вручную байпасный обвод представляет собой все ту же трубу, но в этом случае на ней установлен запорный шаровый кран. В открытом режиме такой байпас не оказывает влияния на диаметр внутреннего просвета магистрали. Следовательно, не создается и излишнего гидравлического сопротивления току теплоносителя. Поэтому такой вариант обводящего маршрута является оптимальным.

Кроме того, применение шарового крана дает возможность регулировать объем нагретой воды, проходящей по обходному пути. Вентиль можно закрыть либо полностью, либо частично. При абсолютно перекрытом шаровом кране весь поток теплоносителя устремляется в радиатор, и наоборот.

При принятии решения об установке байпасного обвода с ручной регулировкой необходимо учесть два момента:

  • монтаж такого элемента можно производить только в автономной , то есть в частном доме. Дело в том, что такая система может перекрыть ток теплоносителя не только в конкретном помещении, но и у соседей, если речь идет о многоквартирном здании с централизованным отоплением. Поэтому у жильцов просто не должно быть возможности этого сделать, то есть устанавливать шаровый кран на байпасный обвод в данном случае запрещено;
  • шаровые краны имеют свойство забиваться накипью и различными отложениями. Это происходит в том случае, когда оборудование не используется в течение длительного времени. Результатом станет нарушение работоспособности изделия - в тот момент, когда вам понадобится перекрыть или открыть ток теплоносителя, вы просто не сможете это сделать. Чтобы подобной ситуации не возникало, шаровый кран необходимо периодически шевелить - то есть закрывать и открывать. Это поможет сохранить работоспособность оборудования на должном уровне.

Байпасный обвод с ручным управлением может устанавливаться как рядом с радиаторами, так и в качестве элемента обвязки циркуляционного насоса. Но не забывайте, что оба варианта допустимы лишь при использовании в частном доме.

Автоматически регулируемый байпас

Автоматический байпасный обвод устанавливается в качестве элемента обвязки циркуляционного насоса. Тут следует сразу прояснить вот какой момент. Циркуляция теплоносителя в системе отопления может осуществляться двумя методами:

  • естественный. Движение теплоносителя от котла по магистрали осуществляется за счет гравитационных сил, а также разницы в плотности горячей и холодной воды. Принцип работы таков: трубопровод монтируется под небольшим уклоном в сторону радиаторов. Это помогает теплоносителю добраться до цели за счет обычной гравитации. Далее в радиаторах жидкость остывает, уходит обратно в котел и за счет более высокой плотности вытесняет оттуда порцию нагретой воды соответствующего объема. У такой системы есть несколько недостатков. Например, скорость тока теплоносителя не слишком высока, поскольку давление в системе невелико. Поэтому жидкость, доходя до последнего радиатора отопления, успевает изрядно остыть. Это приводит к неравномерному прогреву помещений в доме - чем дальше от котла находится комната, тем холоднее в ней будут батареи. Кроме того, длина отопительного контура в данном случае ограничена примерно тридцатью метрами, а количество установленных на него батарей - пятью штуками. Подобное ограничение вызвано все той же низкой скоростью. В случае большей длины контура теплоноситель дойдет до крайней точки маршрута, будучи уже совершенно остывшим. Этот недостаток делает естественную систему циркуляции не самым лучшим вариантом обустройства системы отопления;
  • принудительный. В данном случае за движение теплоносителя отвечает циркуляционный насос, который гонит нагревшуюся жидкость в магистраль под определенным давлением. Естественно, такой подход дает куда лучший эффект, чем в случае с естественным методом. Скорость потока находится на высоком уровне, благодаря чему теплоноситель успевает обойти весь контур без особых теплопотерь. Поэтому все комнаты в доме прогреваются абсолютно одинаково, особенно при лучевой схеме разводки - более подробно о ней вы можете узнать из других статей на нашем строительном портале. Кроме того, благодаря высокому уровню давления в магистрали длина контура и количество радиаторов ничем не ограничены. Если, например, система с естественной циркуляцией справится только с домом очень небольших размеров, то принудительный метод помогает отапливать здания любой площади. Все зависит только от мощности циркуляционного насоса.

Как вы понимаете, принудительная система циркуляции является оптимальной. Но тут есть подвох. Для работы циркуляционного насоса необходима бесперебойная подача электроэнергии. Если в доме внезапно отключается электричество - а подобное, согласитесь, случается не так уж редко, особенно в небольших поселках - то оборудование просто прекращает действовать. Соответственно, останавливается работа и всей отопительной системы.

Конечно, для оперативного решения подобных ситуаций можно заранее приобрести и подключить резервный генератор. Но все мы знаем про законы подлости - оборудование может не сработать в самый ответственный момент. Да и мощности его может не хватить надолго, а ведь кто знает, сколько времени займет ремонт линии электропередачи.

Вот на такие случаи и необходимо предусмотреть обходной маршрут для теплоносителя, чтобы система циркуляции автоматически переключалась с принудительной на естественную. Именно в этом состоит назначение данной разновидности байпаса.

Когда насос работает, байпасный обвод перекрыт, поэтому теплоноситель идет через циркуляционное оборудование. В случае прекращения подачи электроэнергии подающее устройство останавливается, и жидкость устремляется в отопительную магистраль по обходному маршруту.

Роль байпаса в системе теплых полов

Если вы решили установить в доме систему водяных теплых полов, то без байпасного обвода не обойтись. он является обязательным элементом смесительного узла.

Дело в том, что нагрев теплоносителя в отопительном баке происходит до достижения температуры около 80 градусов. Если настолько горячая жидкость пойдет в пол, вы просто не сможете по нему ходить, поскольку он будет обжигать. Соответственно, необходимо как-то регулировать температурный показатель.

Здесь на помощь приходит трехходовой клапан. Он отделяет количество теплоносителя, необходимое для прогрева системы теплого пола до 45 градусов, не более. Остальная жидкость уходит по байпасному отводу. При этом в нее подмешивается уже охлажденная вода, и все это дело дружно возвращается в котел для дальнейшего подогрева.

Монтаж байпасного обвода

С чисто технической стороны монтаж байпаса осуществляется так же, как и присоединение любого другого участка трубы. Это зависит от того, из какого материала сделан трубопровод. Например, в случае с металлопластиком или полипропиленовыми трубами установка осуществляется с помощью фитингов - в первом случае они либо скручиваются друг с другом, либо прессуются, во втором - припаиваются. Если же речь идет о стальных трубах, то работы происходят с применением сварочного аппарата.

При установке необходимо соблюдать несколько требований. О каждом о них уже упоминалось выше, но лучше свести все в одну систему:

  • диаметр байпаса должен быть меньше, чем диаметр основной магистрали отопления;
  • байпасный обвод устанавливается максимально близко к батарее отопления;
  • во многоквартирных домах устанавливать на байпас запорные краны строго запрещено, в этой ситуации возможен монтаж только нерегулируемого обвода.

Для процедуры монтажа вам понадобятся фитинги-тройники, патрубки и запорные краны (если предусмотрен их монтаж). На входном патрубке ставится либо шаровой кран, либо вентиль, либо сочетание шарового и автоматического устройства. На выходной патрубок монтируется запорное устройство - кран или вентиль.

В процессе сборки важно полностью исключить возможность протечки. Необходим полный контроль над герметизацией стыков. Если монтаж производится с помощью резьбовых соединений, то уплотните их с помощью ФУМ-ленты. Для этого лучше применить метод сухой скрутки.

Сначала соединяете части фитинга, считая при этом, сколько оборотов получилось сделать. Затем раскручиваете соединение, наматываете на резьбу два слоя ФУМ-ленты и скручиваете обратно. При этом количество оборотов должно быть точно таким же, как и во время «примерки». Конечно, накручивание будет происходить более туго, но именно это вам и нужно. Подобный подход поможет обеспечить герметичность места соединения.

Дорогие друзья, теперь вы точно знаете, что такое байпас, и нужен ли он в вашей конкретной ситуации. Успехов вам в обустройстве системы отопления, и тепла вашему дому! До новых встреч!

С помощью байпаса в системе газопровода и отопления частного дома устанавливают все основные элементы. Эта простая конструкция может облегчить ремонт и профилактическое обслуживание подключаемых к основной магистрали коммуникационных устройств, а также увеличивает экономичность и эффективность отопительной системы. Этот элемент в виде куска трубы позволяет решать различные задачи и поэтому является немаловажной частью любой схемы.

    Показать всё

    Общие сведения

    Байпасный обвод - это труба, служащая для прохождения теплового носителя в обход конкретного участка системы отопления или параллельно ей.

    Как правило, в этом месте находится какое-то коммуникационное устройство. Один конец обходящей трубы в системе отопления подсоединяют к подходящему патрубку, другой - к выводящему.

    Между обводной трубой и входным патрубком огибаемого устройства необходимо врезать запорную арматуру. Она дает возможность полностью направить поток теплового носителя по альтернативному трубопроводу или отрегулировать объем поступающей воды.

    Чтобы появилась возможность полностью отключить оборудование, запорную арматуру устанавливают и на отводящей трубе - между байпасом и выходным отверстием устройства.

    Байпас нужен в системе отопления. Установка этого устройства дает множество преимуществ:

    • облегчается обслуживание отопительной системы;
    • при значительном количестве батарей повышается общее КПД и снижаются расходы энергии;
    • решается проблема с завоздушиванием труб и радиаторов по причине их разгерметизации;
    • можно пользоваться оборудованием даже в аварийных ситуациях.

    КАК СДЕЛАТЬ БАЙПАС ИЗ ПРОПИЛЕНОВОЙ ТРУБЫ

    Основные виды

    Запорную арматуру необходимо монтировать не только на входящем и выходящем патрубке, но и непосредственно на байпасе в системе водоснабжения. С учетом типа применяемого оборудования отличают несколько разновидностей обводных труб:

    • автоматические;
    • с механическим управлением;
    • нерегулируемые.

    Все виды байпасов имеют определенные особенности использования и конструкцию.

    Нерегулируемая обводная труба

    Неуправляемая установка байпаса в системе отопления представляет собой простую обводную трубу без дополнительных устройств. Просвет трубопровода все время открыт, и поток воды происходит в неуправляемом режиме. Эти байпасы чаще всего используются во время подключения батарей.

    Во время проектирования отопительной системы необходимо учесть, что теплоноситель будет проходить с минимальным гидравлическим сопротивлением. Потому проходное сечение нерегулируемой обводной трубы, которая установлена вертикально, обязано быть меньше, в отличие от диаметра главной магистрали. В противном случае под воздействием силы тяжести тепловой носитель начнет уходить в находящийся ближе байпас.

    Горизонтальная схема работает по другим принципам. Горячий теплоноситель стремится кверху, поскольку у него меньшая удельная плотность. Потому байпас при нижней разводке, как правило, устанавливают равным по сечению с главной трубой магистрали, а выходящий к батарее патрубок - меньшим.

    Уменьшенное сечение входящей трубы батареи повышает напор теплоносителя, это способствует равномерной циркуляции жидкости по контуру.

    Обводная труба с шаровым краном называется ручным байпасом. Этот кран является идеальным для обходного маршрута теплоносителя, так как в открытом положении он не снижает внутренний диаметр труб.

    Соответственно, не создает сопротивление для протекающей воды. Использование запорного механизма дает возможность контролировать объем жидкости, которая проходит через обход. В случае если кран закрыть, то весь поток теплового носителя пойдет по главной магистрали.

    Необходимо не забывать, что у рабочих элементов этих кранов существует свойство прикипать, если долго не пользоваться оборудованием. Потому кран необходимо регулярно проворачивать, даже если это не нужно.

    Сфера использования ручных байпасов в системе обогрева - обвязка циркуляционных насосов и подсоединение батарей в однотрубном контуре.

    Байпас где нужно ставить,а где нет.

    Автоматические конструкции

    Используется этот байпас для циркуляционного насоса. Электрический насос монтируется в систему для повышения скорости передвижения воды, это снижает тепловые потери, обеспечивает равномерный обогрев помещений, повышает общее КПД.

    Направление потока теплоносителя в автоматической насосной обвязке производится без участия человека. Во время работы насоса вода проходит через него, а байпас закрывается.

    В случае если насос останавливается, в результате выхода из строя или отключения электричества, то вода начинает проходить через байпас. Крыльчатка устройства ограничивает либо закрывает передвижение теплоносителя.


    Автоматические байпасы могут быть нескольких типов:

    • инжекционный;
    • клапанный.

    В последнем случае в обводную трубу устанавливают обратный клапан, создающий минимальное сопротивление и почти не препятствующий передвижению воды в самотечном режиме.

    Во время включения насоса скорость потока повышается. Тепловой носитель из выходящей трубы проходит в магистраль и передвигается по обоим направлениям. Затем он проходит беспрепятственно по контуру, а во время передвижения назад упирается в обратный клапан.

    Так как давление у выходящего патрубка больше в отличие от входящего, шарик прижимается к седлу и закрывает просвет трубопровода. К минусам клапанного байпаса относится чувствительность к качеству воды . При попадании грязи это приводит к его поломке.

    Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В магистраль большого сечения подключается насос с меньшим диаметром на выходе в трубопровод. Во время включения насоса часть потока попадает в диффузор входящего патрубка, проходит через это устройство, получая ускорение.

    Выходящий патрубок имеет маленькое сужение, представляющее сопло, через которое теплоноситель под напором попадает в магистраль с высокой скоростью. Сзади среза входящего патрубка создается разряжение. Благодаря этому затягивается вода из байпаса. Так весь поток с ускорением проходит далее по магистрали. Это направленное движение воды не допускает появление обратного потока.

    Перевод ГРП на байпас

    Предназначение байпасного участка

    Любое устройство, которое подключено с помощью байпаса, можно снять с основной магистрали обычным закрытием входящего и выходящего крана. После этой процедуры весь поток воды начнет проходить по обходной трубе.

    Устройство, которое отключено от магистрали, можно легко отремонтировать или произвести необходимое обслуживание. Причем не потребуется отключать всю систему или сливать полностью воду.

    В системе частного отопления обходные трубы используют в таких случаях:

    С учетом места использования подключение байпаса своими руками имеет определенные особенности.

    Для отопительных батарей

    Подсоединение батарей с помощью байпаса производят лишь в однотрубной схеме подключения. Для коллекторной и двухтрубной разводки врезка обходных труб не имеет смысла. Радиаторы в этом случае подсоединены параллельно и к каждому подходит теплоноситель одинаковой температуры из основной магистрали. Поломка одного из контуров отопления при установке запорной арматуры, не повлияет на работу всей системы.

    При однотрубной схеме в результате последовательного подсоединения батарей вода охлаждается с учетом прохождения по контуру. Чем больше теплоотдача радиатора, тем холодней будет теплоноситель на выходе.

    Если в однотрубной схеме не находятся байпасы, то первая батарея заберет наибольшее количество тепла, а к последней пойдет уже холодная вода.

    При подключении насосного оборудования

    Подсоединять насос с помощью байпаса есть смысл лишь в системе, которая приспособлена под самотечное передвижение теплоносителя.

    Должен быть монтирован коллектор, выполнены все требуемые уклоны и установлен трубопровод необходимого сечения. Насос в этой системе требуется для улучшения эффективности работы.


    Если же отопительная система изначально задумывалась как принудительная, то во время отключения электроэнергии или выхода из строя насоса она не будет работать в любом случае. Вода не сможет циркулировать без перегоняющего оборудования. Потому при этой схеме разводки насос монтируют без байпаса - непосредственно на линии магистрали.

    Основная особенность подсоединения насоса с помощью обвода - это возможность возникновения противотока в байпасе и появления замкнутого круга прохождения жидкости по контуру насос-байпас. Поэтому в обводном патрубке обязана находиться запорная арматура - обратный клапан.

    Жидкость в основной магистрали может доходить до 85 °C, а в контуре водяного пола - не более 50 °C. Для подготовки теплового носителя применяется смеситель с трехходовым клапаном, пропускающим только требуемый объем горячей воды.

    Другой поток поступает в байпас, перемешивается с выходящей холодной жидкостью из коллектора и направляется далее по основному трубопроводу к котлу.

    Особенности монтажа

    Монтаж байпасов различных видов в отопительную систему имеет определенные особенности. Во время подключения батарей отопления:

    • запрещается устанавливать кран на байпас в многоэтажных домах;
    • перемычку необходимо ставить максимально близко к батарее;
    • сечение обходной трубы подбирается на размер меньше трубопровода главной магистрали.

    Установку байпаса на батареи можно производить как при обустройстве новой отопительной системы, так и во время модернизации уже находящейся. Для этого нужно подготовить патрубки необходимого сечения, запорную арматуру и 2 тройника.

    На входящем патрубке можно установить один из нескольких вариантов оборудования:

    На выходящий патрубок монтируется запорный или шаровой кран. Все части соединяются друг с другом с помощью сварки либо резьбы. Необходимо обеспечить герметичность соединений, после монтажа выполнить пробный пуск и устранить протечки.

    Во время подсоединения насоса, как правило, байпас является частью главной магистрали. Так как он обеспечивает прохождение воды в естественном режиме, то запрещается сужать его внутреннее сечение.

    Для установки удобней всего купить готовый насосный узел требуемой конфигурации. Это позволит правильно расположить все элементы и обеспечит надежность стыков.

    Довольно простое инженерное устройство - байпас - дает возможность сделать отопительную систему более эффективной и добиться необходимого теплового режима в доме или квартире. Выход из строя отдельных частей основной магистрали или отключение электроэнергии не доставит значительных проблем. Горячая вода будет циркулировать, а в помещениях будет постоянно тепло.

Байпас (перемычка на батарее отопления) – это труба, которая соединяет подводящую и отводящую трубы радиатора. Далее рассмотрим, для чего нужен байпас для отопления.

Как правило, в многоквартирных домах используется однотрубная система отопления. Обычно горячая вода идет по стояку вверх, а затем вниз, проходя через отопительные батареи. То есть сначала теплоноситель попадает в радиаторы верхних этажей, а затем на нижние этажи. Есть дома, где теплоноситель движется в противоположном направлении (снизу вверх) – но суть системы не меняется. Главная особенность однотрубной системы в том что, батарея в вашей квартире напрямую связана с батареей в квартире снизу и сверху. Возникает вопрос: что будет, если кто-то перекроет батарею – все соседи по стояку останутся без тепла? Так и будет, если на батарее отопления не установлен байпас (перемычка). Если же байпас есть, теплоноситель пойдет по нему дальше, минуя перекрытую батарею.

Таким образом, байпас нужен, чтобы:

  1. Иметь возможность перекрыть батарею, не отключая от отопления весь стояк. Это актуально, если нужно заменить батарею в отопительный сезон. А прорывы радиаторов отопления случаются в разное время года.
  2. Регулировать температуру (установив специальную арматуру). Если перемычки нет, устанавливать арматуру для регулировки температуры запрещено. Иначе регулировка температуры в одной квартире приведет к изменению температуры во всех квартирах ниже.

В каких случаях перемычка не нужна?

Если на батарее нет крана, с помощью которого ее можно перекрыть – тогда байпас на радиаторе отопления не нужен. Ведь возможности перекрыть батарею без отключения стояка все равно нет.

В коттеджах и некоторых новостройках встречается двухтрубная система отопления. В этом случае каждый радиатор независимо подключается к двум трубам – подающей и обратной. Перемычка при такой схеме не используется, так как батареи не зависят друг от друга. Температура в двухтрубных системах обычно регулируется автоматически.

Правила установки байпаса в системе отопления

Желательно, чтобы установкой байпаса на батарею отопления занялись специалисты. Они смонтируют все оборудование по установленным правилам и стандартам, осуществят опрессовку системы, проверят на дефекты. Но если возникла ситуация, когда поставить перемычку нужно самостоятельно, воспользуйтесь рядом правил, которые помогут это сделать.

  • Определяющую роль при установке перемычки играет правильность произведенных расчетов. Диаметр байпаса должен быть меньше диаметра трубы на один размер. Можно взять уже готовую перемычку, либо изготовить ее самостоятельно.
  • Если ранее вы не монтировали подобные элементы, лучше взять готовую перемычку. Это сведет вероятность ошибок к минимуму.
  • Байпас нельзя ставить непосредственно на стояк. Следует сместить его ближе к батарее отопления. Однако нельзя устанавливать его и впритык, так как это может привести к неправильной работе отопительной системы и перегреву обратного тока. В результате эффект от установки перемычки становится минимальным.
  • После установки байпаса необходимо провести опрессовку с давлением в 1,5 раз выше расчетного и проверить систему на наличие течей.

Из каких материалов должен быть сделан байпас?

Перемычка на батарею отопления должна быть сделана из того же материала, что и сами трубы. Это значит, что для полипропиленовых труб используется полипропиленовая перемычка. Если трубы отопления из металла – байпас должен быть металлическим.

Можно ли ставить на байпас кран?

Некоторые жильцы многоквартирных домов ставят на перемычку кран, желая увеличить возможности регулирования температуры. Однако в случае многоквартирного дома это серьезное нарушение. Вентиль может мешать току жидкости и нарушить ее правильную циркуляцию во всем стояке.

Даже при наличии вентиля батарея не нагреется сильнее. И вместо того, чтобы улучшить микроклимат в квартире, вы можете перекрыть кран на байпасе и забыть про него. В результате придется иметь дело с соседями из замерзших квартир.

tctnanotec.ru - Портал о дизайне и ремонте ванной комнаты